Модели коммуникативной личности

Американский специалист по теории коммуникации П. Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателям сообщения, о том, что их отношение к нам и, что более важно, их поведение по отношению к нам определяется, в значительной степени, нашим отношением к ним. Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным принципом коммуникации. Люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации.

Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется, каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности. Под коммуникативной личностью будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт» (И. А. Стернин), визитная карточка (И. Н. Горелов). Коммуникативная личность— содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности, коммуникативный деятель. Помимо индивидуального коммуниканта, коммуникативной личностью называют также тип коммуникантов, типичную коммуникативную личность какой-либо социальной группы (фамильная личность).

Обмен «любезностями» между представителями отдельных социальных групп (заключенные, молодежь и подростки, ученые), использование ими бранной лексики, жаргонизмов, регионализмов, профессионализмов и прочих стилистических средств служат и фатической,

контактоустанавливающей функции, и сохранению соответствующей среды общения (подтекст: Мы с тобой одной крови, ты и я). В известном мультсериале Beavis & Butthead часто наблюдается нарушение взаимной идентификации, неудачи в общении из-за отсутствия коммуникативного опыта у подростков, недостаточной социа-лизованности, в первую очередь в коммуникативном плане.

Аристотель писал, что душа есть начало живых существ, в природе одни ее проявления составляют ее собственные состояния, другие же присущи— через посредство души — живым существам. Противопоставление двух начал, материального и духовного, дуализм тела и души свойственны картезианской парадигме, названной по имени Р. Декарта. Сейчас в гуманитарном знании стали выделять некартезианскую парадигму, которая не ставит жесткой границы между духовным и телесным, субъектом и объектом, допускает их диалогическое взаимодействие и взаимовлияние. Хотя сам Рене Декарт вряд ли знал об этом и, может быть, и не был бы против такого подхода.

Рене Декарт (Rene Descartes, или Renatus Cartesius, 1596-1650) —

французский философ, математик, естествоиспытатель, «отец новой философии» — рационализма, убежденный в философской суверенности разума. Автор знаменитого афоризма Cogito, ergo, sumЯ мыслю, следовательно, я существую. Для Декарта существует телесный мир и существует Бог, мышление. Мышление и телесный мир создают раздвоенность человека, он есть мыслящая субстанция (res cogitans), машина, как и прочие живые существа. В философии Декарта противопоставлены субъект и объект мышления.

По определению философского энциклопедического словаря, личность представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Многие современные определения личности опираются на понятия диалогической (некартезианской) парадигмы, основы которой связаны с работами нашего соотечественника, литературоведа, языковеда и философа М. М. Бахтина. Как каждому субъекту принадлежит объект и каждой личности принадлежит другая личность, всякому я принадлежит ты. Человеческий индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своей манерой обращения, высказывания, поведения (в том числе и речевого).

Коммуникативное поведение человечества также состоит из общих моментов в поведении отдельных личностей. Существуют только отдельные индивиды, коммуникативное поведение которых составляет единый язык. Но и в поведении индивида отражаются свойства природной и социальной (в том числе коммуникативной) среды. В некартезианской парадигме говорится также о воплощении {embodiment; hexis «гексис» в теории французского социолога П. Бурдье) природных и общественных структур в отдельном индивиде. Своеобразие формальных и стилистических характеристик речи отдельного носителя данного языка называют идиолектом.

Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли (или голоса), при этом сохраняя свою идентичность. Психологи, воспринявшие диа-логизм Бахтина, пишут о «многоголосии» личности. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и Чехов как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например обмана или убеждения, вымогательства или просьбы — будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью (ср. роли: «студент-троечник» и «преподаватель-троечник»).

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. В. П. Конецкая строит на этих трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности. Сходные параметры выделяются и Р. Димблби и Г. Бертоном: потребности, комплекс знания — верования — стереотипы — предположения — ценности — (предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние).

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т. п.). Видимость общения или игра в общение наблюдается в некоторых передачах MTV

(Дневной каприз), в некоторых chatrooms в интернете. Таковы, в основном, и «газетный интернет» (переписка через бесплатные объявления) в выходившей когда-то «Газете с улицы Лизюкова» или в аналогичных «Сороке» и т. п., американский small talk, осуществляемый не столько по содержанию, сколько по формальной схеме three-A principle: answeraddask.

На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно «подстраиваемся» под собеседника в процессе коммуникации, т. е. фактически осуществляем метакоммуника-тивную, саморегуляционую функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Один из параметров «на контроле» у коммуникатора — тип собеседника. Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: