Понятие и виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Монополистическую деятельность можно подразделить на монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов управления.

Таким образом, монополистическая деятельность обладает рядом признаков, позволяющих отграничить ее от иной деятельности субъектов монополистической деятельности:

- противоправность. Монополистическая деятельность в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности;

- монополистическая деятельность может быть как активной (осуществляться путем совершения действий), так и пассивной (осуществляться путем бездействия);

- специфический субъектный состав (монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности. Следовательно, ее субъектами не могут быть граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями);

- антиконкурентный характер (она направлена на ограничение, устранение или недопущение конкуренции на товарном рынке, защищая этим положение субъекта на товарном рынке и его монопольно высокие прибыли; монополистическая деятельность наносит вред как другим субъектам хозяйствования, так и потребителю, потребности которого в сущности является осью всей предпринимательской деятельности).

Монополистическая деятельность субъектов хозяйствования может осуществляться как индивидуально (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положениемна рынке), так и коллективно (соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции).

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке представляет собой противоправное использование субъектом своего доминирующего положения на товарном рынке. Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Все способы злоупотребления доминирующим положением можно разделить на четыре группы:

1) действия против конкурентной среды. Например, создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;

2) ценовые манипуляции. В частности, необоснованное и преднамеренное повышения цен. В этой связи вводится понятие монопольной цены, под которой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью- необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение.

Монопольные цены могут быть монопольно высокими, монопольно низкими и монопсонически низкими.

Об установлении монопольно высоких цен могут свидетельствовать повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли в результате преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при наличии устойчивого спроса или скрытого уменьшения объемов производства (реализации), т.е. преднамеренного снижения качества товара при формально неизменной величине выпуска (реализации); а также скрытое повышение цены неизменность цены при снижении качества (основанием для констатации факта снижения качества товара является заключение Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при СовМине РБ) в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли. (Например, Солигорская и Дзержинская птицефабрики договорились держать одинаковую цену на яйца).

Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут служить создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным; покупка (продажа) товара по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой, а также не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или уровня заработной платы работников), путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика;

3). навязывание потенциальным контрагентам кабальных условий сделок. Например, заключение договора на условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора (одна фирма в одной торговой точке не вправе продавать продукцию и Henkel и Prokter & Gampbel)

4). дискриминация потенциальных контрагентов, т.е. применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. (для одних – предоплата, для других – оплата по факту поставки)

В законодательстве не определен исчерпывающий перечень способов злоупотребления доминирующим положением, поэтому антимонопольный орган квалифицирует деятельность субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на рынке, исходя из фактических обстоятельств.

В условиях конкурентной среды на товарном рынке даже при отсутствии субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение, возможно осуществление монополистической деятельности. Для этого субъекты хозяйствования могут договориться осуществлять в различных формах согласованную деятельность, создавая для этого объединения либо заключая соглашения. Следует отметить, что такие соглашения возможны как между конкурентами (горизонтальные соглашения), так и конкурирующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение на своем товарном рынке (вертикальные соглашения).

Формы ценовых соглашений:

1. сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде. Установление ценового сговора может происходить на любой стадии процесса производства и реализации прямо или косвенно.

2.обмен информацией в области цен. Многосторонний обмен информацией монополистами рассматривается как свидетельство сговора. Обмен информацией о текущих ценах или количествах является заменой формального соглашения о ценах.

Объектами ценовых соглашений являются цены и тарифы на товары и услуги, другие производственные ресурсы, промежуточную и конечную продукцию, внутренние экспортные или импортные цены. Соглашения между продавцами могут выступать в виде фиксирования цен (соглашения между продавцами об установлении продажных цен), договоренностей об их искусственном повышении или понижении (соглашения между продавцами о том, чтобы не конкурировать между собой в отношении назначения цен), поддержани я постоянного соотношения между ценами на взаимозаменяемые товары, скупки предлагаемых по низким ценам товаров, установления сроков и условии распространяемого на потребителей кредита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: