Конкурентоспособность продукции

В основу оценки конкурентоспособности продукции входит исследование потребностей покупателей, требований рынка, на котором товары, конкурируя

между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие конкретным потребностям покупателей.

Конкурентоспособность продукции на рынке определяется совокупностью следующих показателей: технический уровень, качественные особенности, уровень цены.

Технический уровень товара определяется сопоставлением показателей данного товара с товарами конкурирующих фирм в отношении эксплуатационных качеств и новизны.

Качественные особенности товара, в том числе внешний вид, упаковка, оформление, соответствие вкусам потребителей.

Уровень цены товара, сравниваемый с ценами на аналогичную продукцию конкурирующих фирм. Также большое значение имеют размеры скидок, сроки поставок, объем услуг, система организации технического обслуживания и т.д.

Общий показатель конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к товару-аналогу рассчитывается на основе сводных индексов конкурентоспособности по техническим и экономическим показателям.

Экономическим ресурсом изделия считается период, за который достигается максимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации. После выработки этого ресурса потребитель либо прекращает использование изделия, либо проводит его капитальный ремонт для восстановления экономического ресурса. Если экономический ресурс превышает амортизационный период, происходит моральное старение изделия и производитель вынужден снимать его с эксплуатации, не использовав полностью его ресурс, вследствие чего несет убытки на постоянных затратах. Поэтому экономический ресурс должен соответствовать нормативным срокам полной амортизации (списания). Таким образом, оценка величины экономического ресурса должна производиться на основе данных о фактических сроках службы аналогичных изделий, о структуре расходов потребителей, а также сроков морального устаревания товаров одного класса.

Весовая база (коэффициент) индекса конкурентоспособности по экономическим параметрам определяется исходя из цены потребления образца, отнесенной к экономическому ресурсу.

Показатель конкурентоспособности анализируемого изделия определяется путем сравнения его технико-экономических показателей с показателями образца, с применением параметрических индексов. Такой расчет производится по всей номенклатуре технических показателей.

Предприятиями широко используется такой количественный показатель как коэффициент конкурентоспособности. Он особенно необходим при принятии управленческих решений, в том числе о целесообразности затрат на разработку, проектирование и серийное производство новых изделий и т.п.

Важную роль в проведении анализа конкурентоспособности изделия играют групповые экспертизы. При экспертной оценке уровня конкурентоспособности применяются весовые коэффициенты по каждому показателю, причем ранжируются показатели в соответствии со значимостью главных свойств продукта с точки зрения покупателя.

Если в результате анализа выясняется, что товар неконкурентоспособен на данном рынке, то предприятие может продолжать исследования на других рынках или пойти на определенные затраты, чтобы улучшить параметры изделия. При этом оцениваются необходимые затраты, связанные с усовершенствованием изделия, и устанавливается новая продажная цена с учетом повышения значений отдельных показателей.

Для оценки конкурентоспособности изделий, в особенности тех качеств, которые практически невозможно выразить количественно (показатели эргономичности, комфортности, дизайна и т.д.), используются опросы потребителей, выставки образцов, организация семинаров покупателей, которые предусматривают непосредственные контакты с потребителями. Необходимость в оценке конкурентоспособности возникает до появления новой продукции - на этапе ее проектирования и разработки. При этом учитывается, что затраты на коммерческое использование продукции (эксплуатацию) более чем на 80% зависят от технических параметров, закладываемых на первоначальных стадиях разработки продукта.

Предприятия стремятся к такому уровню конкурентоспособности изделия, который бы обеспечивал им намечаемый объем прибыли. В современных условиях уровень конкурентоспособности продукции - один из основных объектов управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: