Конкурентоспособность предприятия

Понятие «конкурентоспособность предприятия» включает большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристику выпускаемой продукции, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства, и сбыта товаров фирмы.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы-производителя соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Поскольку конкуренция фирм, предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств продукции, которую предприятие изготовило и отправило на продажу.

На уровень конкурентоспособности фирмы (предприятия) оказывают воздействие:

• внутренние факторы - научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства;

• внешние факторы - технологический динамизм отрасли, глобализация спроса и предложения, рыночная конкуренция;

• меры государственного регулирования, воздействующие на конкурентоспособность продукции и фирмы-изготовителя;

• отношения между предприятиями в области конкуренции, влияющие на конкурентоспособность на уровне отдельных отраслей и компаний.

Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции, и как результат - изменение доли в продажах на рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом.

Для товаров потребительского назначения это:

- коммерческие условия, то есть возможность фирмы предоставлять покупателям потребительские и коммерческие кредиты, скидки с прейскурантом цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара;

- организация сбытовой сети: расположение сети магазинов, их доступность большому кругу покупателей, эффективность проводимых рекламных компаний;

- организация технического обслуживания продукции: сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания;

- представление о фирме со стороны потребителей, ее авторитет и репутация, информированность потенциальных покупателей об ассортименте продукции, сервисе фирмы.

Для предприятий перерабатывающих сырье, влияние оказывают такие факторы:

- величина прибыли, получаемой от переработки сырья, которая зависит от качественных и стоимостных характеристик сырья, а также стоимости рабочей силы, потребляемых топлива и энергии, основного капитала;

- динамика цен в результате колебания спроса и предложения - расходы на транспортировку сырья к месту переработки или потребления; формы связей между производителем и потребителем.

Конкурентные позиции предприятий во многом зависят от поддержки и содействия со стороны государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождение от налогов и сборов, предоставление экспортных субсидий и т.д.

Фирмы придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых можно повысить конкурентоспособность. Для оценки конкурентоспособности фирмы пользуются численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения фирмы. Фирма, имеющая более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такой фирмы и выпускаемой ею продукции повышается, что способствует, увеличению ее доли на рынке за счет других фирм, не имеющих соответствующих финансовых и технических возможностей.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно обобщить следующим образом:

• обеспечение технико-экономических и качественных показателей,
создающих приоритетность продукции на рынке;

• изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с
целью учета требований потребителя

• выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых
конкурентами, и использование этих результатов на своем предприятии;

• изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных
товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих
преимущества по сравнению с конкурентами;

• определение возможных модификаций продукта путем повышения
качественных характеристик;

• выявление и использование ценовых факторов повышения
конкурентоспособности продукции (скидок, сроков и объемов гарантий);

• приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических
или полярного климата, на различных грунтах;

• дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое
предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров, но в этом случае снижается значение ценовой конкуренции, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, финансовых и сбытовых возможностей.

Оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по • отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость; потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; создание благоприятного представления о фирме у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношениях сроков поставок товаров и услуг.

В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства и системы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: