Понятие «конкурентоспособность предприятия» включает большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристику выпускаемой продукции, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства, и сбыта товаров фирмы.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы-производителя соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Поскольку конкуренция фирм, предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств продукции, которую предприятие изготовило и отправило на продажу.
На уровень конкурентоспособности фирмы (предприятия) оказывают воздействие:
• внутренние факторы - научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства;
|
|
• внешние факторы - технологический динамизм отрасли, глобализация спроса и предложения, рыночная конкуренция;
• меры государственного регулирования, воздействующие на конкурентоспособность продукции и фирмы-изготовителя;
• отношения между предприятиями в области конкуренции, влияющие на конкурентоспособность на уровне отдельных отраслей и компаний.
Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции, и как результат - изменение доли в продажах на рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом.
Для товаров потребительского назначения это:
- коммерческие условия, то есть возможность фирмы предоставлять покупателям потребительские и коммерческие кредиты, скидки с прейскурантом цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара;
- организация сбытовой сети: расположение сети магазинов, их доступность большому кругу покупателей, эффективность проводимых рекламных компаний;
- организация технического обслуживания продукции: сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания;
- представление о фирме со стороны потребителей, ее авторитет и репутация, информированность потенциальных покупателей об ассортименте продукции, сервисе фирмы.
Для предприятий перерабатывающих сырье, влияние оказывают такие факторы:
- величина прибыли, получаемой от переработки сырья, которая зависит от качественных и стоимостных характеристик сырья, а также стоимости рабочей силы, потребляемых топлива и энергии, основного капитала;
|
|
- динамика цен в результате колебания спроса и предложения - расходы на транспортировку сырья к месту переработки или потребления; формы связей между производителем и потребителем.
Конкурентные позиции предприятий во многом зависят от поддержки и содействия со стороны государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождение от налогов и сборов, предоставление экспортных субсидий и т.д.
Фирмы придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых можно повысить конкурентоспособность. Для оценки конкурентоспособности фирмы пользуются численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения фирмы. Фирма, имеющая более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такой фирмы и выпускаемой ею продукции повышается, что способствует, увеличению ее доли на рынке за счет других фирм, не имеющих соответствующих финансовых и технических возможностей.
Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно обобщить следующим образом:
• обеспечение технико-экономических и качественных показателей,
создающих приоритетность продукции на рынке;
• изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с
целью учета требований потребителя
• выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых
конкурентами, и использование этих результатов на своем предприятии;
• изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных
товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих
преимущества по сравнению с конкурентами;
• определение возможных модификаций продукта путем повышения
качественных характеристик;
• выявление и использование ценовых факторов повышения
конкурентоспособности продукции (скидок, сроков и объемов гарантий);
• приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических
или полярного климата, на различных грунтах;
• дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое
предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров, но в этом случае снижается значение ценовой конкуренции, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями.
Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, финансовых и сбытовых возможностей.
Оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по • отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость; потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; создание благоприятного представления о фирме у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношениях сроков поставок товаров и услуг.
В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства и системы управления.