Совершенная конкуренция: характерные черты

Характерные черты основных типов рыночных структур

Тип рыночной структуры Число фирм Тип продукта Рыночная власть (контроль над ценой) Условия вступления в отрасль Неценовая конкуренция
Совершенная (чистая) конкуренция (сельское хоз) Очень большое Однородный Отсутствует Очень легкие, препятствия отсутствуют нет
Монопо-листическая конкуренция (розничная торговля, производство одежды, обуви) Большое Дифференци-рованный (разнород-ный) Небольшая Сравнительно легкие Значительный упор на рекламу, отраслевые знаки, торговые марки и т.д.
Олигополия (произ-во стали, автомобилей, сельскохоз-ного инвентаря многих бытовых приборов) Несколько (до 8) Однородный или дифференци-рованный Высокая (ограничена взаимной зависимостью Наличие существен-ных препятствий Очень типична, особенно при дифференциации продукта
Чистая монополия (местные предприятия общественного пользования) Одна Уникальный (нет близких заменителей) Максималь-ная Практически непреодали-мые Главным образом связи фирмы с общественными организациями

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Несколько странное название рассматриваемого рынка связано с тем, что он воплощает модель идеальной конкуренции – несбыточную мечту большинства производителей и потребителей. Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:

1. Очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке (примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют).

2. Стандартизированная, или однородная, продукция. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции.

3. Незначительный контроль над ценой продукции. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, и, следовательно, цену продукта. Анализ спроса на продукт конкурентного продавца показывает, что отдельная конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупного спроса и предложения. Конкурентный продавец скорее является тем, кто соглашается с ценой, нежели тем, кто диктует цену.

4. Свободное вступление и выход из отрасли.

В условиях чистой конкуренции не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

В структуре современной экономики рынки совершенной конкуренции отсутствуют, поскольку соблюдение всех его требований практически невозможно.

Т.о. рынок совершенной конкуренции – это образ идеального рынка. На нем оттачиваются все теории рынка, потому что только при перечисленных условиях возможна полная реализация законов спроса и предложения, свободное ценообразование.

3. Модели рынков несовершенной конкуренции

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: