Чистая монополия: характерные черты

Чистая монополия – это когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Основные черты монополии:

1. Единственный производитель.

2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателей это означает, что нет приемлемых альтернатив. Он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

3. «Диктующий цену». Фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает, и следовательно, контролирует общий объем предложения.

4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано.

В большинстве случаев регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, предприятия водоснабжения, автобусные фирмы, компания кабельного телевидения и телефонная компания – являются естественными монополиями. Естественным монополиям обычно государством предоставляются привилегии. Но в обмен на это правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью.

Классическим примером частной чистой монополии (нерегулируемой) является алмазный синдикат «Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до 85% мирового предложения алмазов. Это позволяет продавцу-монополисту назначать произвольную цену, обеспечивающую ему максимальную прибыль. Закон спроса не действует. Аппетит монополиста ограничен только долей дохода, которую удастся вырвать из кошелька затравленного потребителя.

Чистая монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в географически изолированном населенном пункте.

Монопольный рынок снижает уровень жизни (т.к. потребитель вынужден оплачивать завышенные цены сокращая другие расходы), снижает качество товаров (ограниченность предложения делает покупателя менее привередливым), снижает экономическую эффективность производства (монополии не заботятся об экономии затрат, так как все будет оплачено потребителем).

Монопольный рынок образуется главным образом путем слияния нескольких компаний, которые предпочитают безмятежную жизнь монополиста с гарантированными доходами постоянному риску в конкурентной борьбе; либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: