Конституции

Среди источников позитивного конститу­ционного права важнейшее место занимает конституция. Это основной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция может формально существовать, но практически не играть никакой роли, вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства). Для демократии главное заключается в установлении реаль­ного конституционного строя (конституционализма), осно­ванного на принципах естественного права и правового го­сударства.

Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное право­вое регулирование в различных формах[2, c. 80]. Но определенные нормы конституции могут иметь прямое действие, т. е. для своего применения не нуждаются в дополнительном регу­лировании. В ряде стран (в частности, во Франции) к кон­ституции примыкают органические законы, которые при­нимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Консти­туция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравне­нию с обычными законами.

В России действует Конституция, принятая всенарод­ным голосованием 12 декабря 1993 года. Наряду с этой, фе­деральной Конституцией, действуют конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их террито­рии. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), а это означает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не ме­нее соответствовать последней ине противоречить ей. Ана­логичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, обла­сти, города федерального значения, автономной области, ав­тономного округа).

Законы

По российской Конституции предусматрива­ется издание Федеральным Собранием федеральных кон­ституционных законов, которые, безусловно, являются ис­точниками конституционного права, и федеральных зако­нов, из которых такое значение имеют только законы кон­ституционно-правового содержания (т. е. регулирующие при­менение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти). Понятно, что парламентом изда­ется и много других законов, которые являются источни­ками других отраслей права. Источниками конституцион­ного права являются постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации. Из смысла ч. 2 ст. 125 вытекает, что постановления палат могут иметь норматив­ный характер.

Конституция не дает четкого критерия для различения конституционного и обычного федерального закона, но оп­ределяет более жесткий порядок принятия конституционно­го закона (ч. 2 ст. 108).

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федераль­ные законы не могут противоречить федеральным консти­туционным законам, из чего можно сделать вывод, что п иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься, по важней­шим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в усло­виях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.). Такие зако­ны обязательно должны приниматься по вопросам, предус­мотренным Конституцией; этих вопросов пятнадцать, но при­няты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции.

В то же время многие из важных вопросов (приобрете­ние и прекращение гражданства — ч. 1 ст. 6, ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стра­ны л безопасности государства — ч. 3 ст. 55) нуждаются в принятии только обычного федерального закона. Требует изучения вопрос, почему столь важные для государства по­рядок выборов Президента РФ (ч. 4 ст. 81) или порядок фор­мирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются обычным федераль­ным законом (ч. 2 ст. 96), а порядок образования высших су­дебных органов — федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 128). Видимо, конституционная практика, пока еще недостаточная после сравнительно недавнего принятия Кон­ституции, со временем выявит конкретную значимость та­кого подхода, пока же приходится исходить из стремления конституционного законодателя по каким-то причинам сде­лать порядок создания судебных органов более сложным по сравнению с другими органами власти[1, c. 99].

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конститу­ции РФ v. соответствующих конституций и уставов субъек­тов Федерации.

В отличие от конституций, действовавших в предше­ствующие годы, нынешняя Конституция не предусматри­вает создания органа, равного по значению прежнему Пре­зидиуму Верховного Совета, который имел право издавать акты, по своей юридической силе приравненные к закону, Действующие в современном Федеральном Собрании орга­ны палат осуществляют только организационные функции и не вправе издавать акты нормативного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: