Объекты и субъекты менеджмента

Объекты менеджмента:

Ø Функциональные области: производство, снабжение, инновации, персонал, финансы, маркетинг и т.п.

Ø Уровень иерархии объекта: рабочее место, элемент структурного подразделения, структурное подразделение, организация, комплекс организаций, отрасль. Город, регион, государство – объекты социального управления.

Ø Вид объекта: операция, проект, система. Можно управлять операцией, проектом, системой.

Субъекты менеджмента:

Менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные ответственностью и полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации

Иерархический уровень субъектов менеджмента:

Ø высший (топ-менеджмент, руководители организации),

Ø средний (мидл-менеджмент, менеджеры структурных подразделений (цехов, отделов, служб), филиалов),

Ø низший (супервайзеры: руководители бригад, групп, секторов, организаторы определенных видов работ)

Виды менеджмента:

По признаку объекта:

Ø общий (генеральный) менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее крупных структурных подразделений (дивизионов, производств, филиалов)

Ø функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности организации (функциональными областями).

По признаку содержания:

Ø нормативный менеджмент – разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, позиции в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений (философия, миссия, видение или мечта)

Ø стратегический менеджмент – выработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией

Ø оперативный менеджмент – разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функции менеджмента:

Функция - действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.

Ø Общие функции: формирование целей, планирование, организовывание (организация деятельности), контроль, регулирование

Ø Связующие (фоновые) функции: разработка решений, установление коммуникаций, мотивирование сотрудников

Методы менеджмента:

Правила и процедуры, следование которым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться основной цели менеджмента. Методы менеджмента делятся на административные, которые используют распорядительное воздействие (приказы, распоряжения), организационно-стабилизирующее воздействие (нормы и нормативы, ознакомление, объяснение, предостережение), дисциплинарное воздействие (выговоры и другие наказания), экономические, которые предполагают материальное стимулирование, предоставление структурным подразделениям экономической самостоятельности, и социально-психологические, предполагающие установление гармонии между интересами сотрудника и организации за счет нематериального стимулирования (похвала, присвоение неформального статуса) и формирования сильной корпоративной культуры.

Принципы менеджмента:

Принципы – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.

Ø Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает установление конкретной цели

Ø Принцип иерархической упорядоченности. Менеджмент всегда иерархичен.

Ø Принцип научной обоснованности и оптимальности. Желательно, чтобы менеджмент основывался на научных представлениях об объекте и на стремлении к оптимизации действий

Ø Принцип права на интерес. Элементы объекта менеджмента имеют право на интерес, соблюдение которого позволяет добиться гармонии между интересами организации и ее участников.

Ø Принцип инновативности. Инновации должны восприниматься как признак жизни и развития.

Ø Принцип рационального соотношения единоначалия и коллегиальности. Коллегиальным может быть обсуждение проблемы, а принятие решения всегда индивидуально и ответственность лежит на менеджере

Ø Принцип приоритетности самореализации. Модель поведения менеджера не должна препятствовать раскрытию способностей подчиненных в достижении целей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: