Экономические объекты

1. Недвижимость.

Недвижимость – это земля и все, что неразрывно связано с нею по своей сущности, естественной или созданной человеком.

ГК РФ ст. 130: К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. А также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Ст. 132: Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Предприятие:

Земельные учакстки

Здания и сооружения

Оборудование и инвентарь

Продукция и сырье

Права требования, долги

Права обозначения (нематериальные блага)

Понятие имущественных комплексов как сложных вещей весьма конструктивно. Оно позволяет объединить неразрывно связанные в нем различные типы вещей и объектов права, как, например: недвижимые и движимые компоненты, нематериальные активы.

Формирование недвижимости как объекта управления осложняется оставшимися как наследие предшествующей формации нерешенными вопросами организационного и правового характера.

Тотальная государственная собственность на землю, отсутствие земельного регистра, традиции централизованного управления через множество отраслевых структур привело к тому, что множество объектов недвижимости и имущественных комплексов оказались незафиксированными и документально не оформленными точные границы землеотводов.

В предыдущих лекциях мы рассматривали основные виды собственности вообще и отношения, связанные с их принадлежностью государству. Это базисная составляющая отношений собственности. Конкретная же экономическая жизнь протекает на поле, ГДЕ ДЕЙСТВУЮТ экономические субъектыхозяйствующие субъекты.

Именно предприятия выступают первоочередными после природных запасов объектами собственности.

Основным, интересующим нас вопросом, является состав собственников и организационно-правовые формы предприятий.

ГК предусматривает строго определенный ряд хозяйственных организаций, т.е. организационно-правовых форм, в рамках которых можно осуществлять хозяйственную деятельность в России.

ОАО (т.к. другие с государственным участием встречаются редко)

Это, как правило, крупные хозяйственные организации с большим числом работников, серьезной финансовой и производственной базой.

В деятельность ОАО вовлечено много заинтересованных участников.

Прежде всего, это его учредители.

Большинство, действующих в России АО – дети приватизации.

За малыми исключениями, приватизации в России происходили по известным схемам, поэтому большинство учредителей – это государственные органы управления, представленные теперь управляющимси государственными пакетами акций по контракту, это также современный директорат (экс-советская номенклатура) и трудовые коллективы.

После того как созданное АО начинает действовать, все его непосредственные участники, в том числе учредители, получают статус акционеры и владельцы, т.е. собственники того или иного количества акций, независимо от того работают они АО или нет.

Формально они и есть собственники, но чтобы быть собственником означает владеть, распоряжаться и пользоваться и в этом разделенном виде отношения собственности могут распределяться таким образом, что формальные собственники оказываютс очень далеко от выгод, которые приносит собственность.

Ключевым моментом в реализации права собственности оказывается возможность влиять на принимаемые решения, т.е. контроль.

И эта возможность может быфть совсем не связана с владением акциями. Чем больше собственников, тем больше собственность отделена от контроля.

Разведение собственности и контроля находит прямое выражение в законодательстве России, которое закрепляет фактическое неравенство акционерных пакетов в зависимости от их величины.

1% позволяет предъявлять судебные иски АО, 2% - вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и предлагать 51% и более кандидатур в совет директоров и ревизионную комиссию, 10% -требовать созыва внеочередного общего собрания по желаемой повестке дня и созывать его самостоятельно в случае отказа.

Т.е. пакет акций менее 10% будь он хоть трижды государственный предоставляет возможность всего лишь подавать свой голос (писк) или проводить жизнь в судебных коридорах(это способ насолить АО).

Пакет 10% - это уже радикальный объем контроля, но контроля отрицательного. Нельзя провести свои решения, но можно полностью дезорганизовать жизнь АО. С ним нужно договариваться, с этим акционером.(очень часто 10% принадлежит членам совета директоров, а это значит что и общий контроль принадлежит совету директоров).

Теоретически полный положительный контроль дает 51%. Это непозволительная роскошь. Омертвление столь значительной доли ликвидных ценных бумаг с позиции собственника очевидная глупость их надо продавать инвесторам.

Реальный положительный контроль вполне достижим в диапозоне 20-30% акций. Реальная процентная стоимость общих собраний 60-80% всех голосов, а для принятия ключевых решений требуется 2/3 голосов участников собрания, вес 25% пакета удваивается, это и есть фактический полный контроль.

Таким образом:

1. чем больше распыленность акционерного капитала (чем больше мелких акционеров), тем меньше величина пакета, обеспечивающего реальный положительный контроль.

2. уже сегодня приемлемый положительный контроль обеспечивает пакет в 20-30% акций.

Это и есть сегодняшний ориентир для государства как для владельца корпоративных ценных бумаг.

Государственные унитарные предприятия

Это особая организационно-правовая форма, доставшаяся от социалистической экономики.

Возникновение этой формы обусловлено необходимостью, с одной стороны, сохранить государственную собственность на средства производства, а с другой – обеспечить более эффективное управление этим имуществом.

Странам с рыночной экономикой не известны такие вещные права как

Право оперативного управления и право (полного) хозяйственного ведения.

Суть: предприятие «как бы собственник, но его правомочия по использованию и распоряжению имуществом ограничены действительным собственником – государством или муниципальным образованием.

Особенности:

1. его нельзя смешивать с учредившим его государством или МО (хотя учредитель сохраняет право собственности)

2. оно не является подразделением или органом государства

3. оно самостоятельный субъект права, который обладает гражданской правосубъектностью.

4. основная цель деятельности – извлечение прибыли, т.е. это коммерческая организация.

5. учреждается и реорганизуется по решению уполномоченного государственного органа (органом создавать казенные предприятия, является только Правительство РФ)

6. этот же орган утверждает его устав

7. уставный фонд формируется за счет имущества, передаваемого учредителем. (уставный фонд гупа, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть оплачен до его регистрации)

8. оно имеет специальную правоспособность: может заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его учредительных документах.(этим оно отличается от ХО и ХТ)

9. имущество ГУПа является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

10. в форме казенного предприятия могут создаваться только унитарные предприятия, имущество которых находится в федеральной собственности.

Имущество ГУПа

По общему правилу ГУП осуществляет в отношении принадлежащего ему имущества все правомочия собственника (владение, пользование и распоряжение) с ограничениями, установленными законом. Сделки по распоряжению имуществом ГУПа в нарушение этих ограничений ничтожны.

Согласно п.2 ст.295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал ХО и ХТ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, в том числе денежными средствами, оно распоряжается самостоятельно.

Объем правомочий ГУПа в отношении имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, значительно уже.

Самостоятельно такое унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией.

Любым иным принадлежащим ему имуществом казенное предприятие может распорядиться лишь с согласия собственника этого имущества, т.е. РФ.

Собственник также имеет право изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Смена собственника

Собственник (РФ, субъект РФ, МО) вправе распорядиться всем имуществом ГУПа как имущественным комплексом. РФ может передать субъекту или МО, субъект РФ другому субъекту РФ или МО и т.д. При этом право хозяйственного ведения на это имущество сохраняется. Передать можно только РФ, субъекту РФ, МО.

Возможность смены собственника имущественного комплекса унитарного предприятия существует только в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Чтобы передать казенное предприятие, его сначала необходимо преобразовать в унитарное, на праве хозяйственного ведения.

Ответственность.

По общему правилу ГУП отвечает по своим обязательствам:

1. во-первых, само

2. во-вторых, всем принадлежащим ему имуществом.

В связи с ограниченным характером вещных прав, специальной правоспособностью, особого контроля со стороны учредителя законом установлены исключения:

- учредитель несет субсидиарную ответственность.

Субсидиарная ответственность предусмотрена п.3 ст.56 ГК РФ к ГУПам на праве хозяйственного ведения. К казенным предприятиям это правило не применяется, поскольку в отношении них не может быть возбуждено дело о банкротстве.

Если несостоятельность была вызвана указаниями учредителей или других лиц, которые имеют право давать такие указания, то они несут субсидиарную ответственность.

РФ всегда субсидиарно отвечает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. При этом не нужно доказывать причинно-следственную связь между недостаточностью имущества казенного предприятия и действиями собственника этого имущества.

Участие государства в хозяйствующих субъектах

Рассмотрим основные типы действующих в России производственных предприятий с точки зрения государственного участия.

Практики очень мало. Это анализ законодательной основы государственного участия, т.е. скорее, формальных возможностей для деятельности, чем самой деятельности..

Воздействие государства на хозяйственный оборот двояко. С одной стороны оно осуществляет законодательное регулирование и контроль. С другой – органы власти и управления принимают участие в хозяйствующих субъектах и через них вовлечены в гражданский оборот.

В первом случае имеют место отношения власти и подчинения. Во втором случае правовое положение регулируется гражданским законодательством, а в его основе лежит принцип юридического равенства сторон, свободы договора, т.е. отсутствие власти и подчинения между контрагентами.

Две основные участия РФ в хозяйствующих субъектах:

- долевое участие в ХТ и ХО;

- создание унитарного предприятия, имущество которго принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и является собственностью РФ.

В первом случае участие РФ основывается на обладании государства правом требования к ХТ или ХО (обязательственное право), основанном на факте владения по праву собственника определенной долей в уставном капитале или определенным количеством акций. Этот вид участия реализуется в настоящее время путем формирования корпуса представителей государства, преимущественно в крупных ОАО.

Во втором случае РФ – единственный собственник. Участие РФ основано на праве государственной собственности на предприятие как имущественный комплекс.

Представление интересов государства в ХО

Базовый нормативный акт:

Указ Президента РФ №1200 от 10 июня 1994г. «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой».

Представление государства в ХО осуществляется на основании договора, которые заключаются Минимуществом, Российским фондом федерального имущества (РФФИ) или их территориальными органами.

Важнейшее условие договорав: представители государства обязаны в письменной форме согласовывать с федеральными органами исполнительной власти или с РФФИ, от имени которых они действуют:

1. проекты решений органов управления общества, которые они будут вносить и поддерживать;

2. свое будущее голосование (за или против) по проектам решений, предложенным другими членами этих органов.

Согласованию подлежат проекты решений по следующим вопросам:

1. внесение изменений и дополнений в уставные документы

2. изменение величины уставного капитала

3. назначение конкретных лиц в органы управления и контрольные органы

4. получение кредитов в размере более 10% чистых активов

5. продажа и иное отчуждение недвижимого имущества, а также его залог

6. участие общества в создании иных предприятий и финансово-промышленных групп.

Правительство приняло Постановление №625 от 21.05.1996 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления АО (ХТ), часть акций которых закреплены в федеральной собственности», которым был утвержден примерный договор с поверенным на представление интересов государства.

Деятельность АО с участием государства имеет существенные особенности:

1. В сфере регулирования размера собственности.

Увеличение уставного капитала путем выпуска дополнительных акций (при пакете акций государства более 25% закрепленного в соответствии с актами приватизации) может осуществляться в течение срока закрепления с обязательным сохранением доли государства.

2. В порядке ликвидации.

Независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности применяется специальное правило о ликвидации: в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имуще6ства или соответствующего органа МС.

3. В осуществлении контроля за деятельностью и текущего управления.

Пакет акций не должен быть менее 10%. Иначе никакого контроля.

ОАО с государственным контрольным пакетом – наиболее оптимальная в сегодняшней России форма согласования частных, групповых и государственных экономических интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: