Психология эпохи средневековья

Это время характеризуется, с одной стороны, приостанов­кой естественнонаучных исследований, с другой стороны, до­минированием религиозных взглядов. В странах Европы после распада Римской империи наступает религиозный застой. С разрушением древнегреческой цивилизации большая часть учений была утрачена.

Ф. Аквинский (томизм – католическая философия), опираясь и извращая учение Аристотеля, так определяет работу души:

Сначала душа совершает акт познания — ей является образ
объекта (ощущение или понятие). Затем она осознает, что ею произведен сам этот акт. Она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не
акт, а самое себя как уникальную сущность.

Таким образом, перед нами замкнутое сознание, из которо­го нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

А в странах Востока в VIII-ХП вв. происходит сближение с эмпирией (практикой), с позитивным знанием о природе.

Очагом развития науки стал арабский Халифат, где разви­вались физико-математические и медицинские науки. Следо­вательно, знание психологии стало развиваться в рамках ме­дицины. Яркими представителями этого времени стали Авиценна и Аверроэс.

Авиценна (Ибн Сина) стал один из первых исследователей в области возрастных особенностей человека. Он изучал связь между физическим развитием организма и его душевными осо­бенностями в различные возрастные периоды. При этом был установлен механизм воздействия на организм (физиологию) психического. Так, было замечено, что слова приводят к изме­нению пульса. С этим же связаны и аффекты (чувства).

Через это Авиценна определил роль воспитания в формировании человека:

Воздействие на ребенка окружающих людей ---- Чувства ребенка (аффекты) ----- Изменяют течение физиологических процессов ---- Формируется натура человека

Ибн Рушд (Аверроэс) — философ и врач — отрицал бессмертие индивидуальной души, разделял душу и разум. Душа понималась как функция организма (чувственность), а разум - божественен и входит в индивидуальную душу извне. После смерти человека разум отделяется и продолжает существовать как часть универсального разума, присущего всему человеческому роду.

Итак, изложенные взгляды на душу в различные историче­ские периоды, знакомят нас с тем, как складывалась область знаний, получившая в последующем название «Психология». Первый этап развития психологического знания можно рас­сматривать как фундамент будущей науки. Отличительной особенностью данного этапа является умозрительность взгля­дов, отсутствие практических подтверждений. Ценность сло­жившихся взглядов на душу состоит в том, что были сформу­лированы основополагающие принципы будущей науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: