Это время характеризуется, с одной стороны, приостановкой естественнонаучных исследований, с другой стороны, доминированием религиозных взглядов. В странах Европы после распада Римской империи наступает религиозный застой. С разрушением древнегреческой цивилизации большая часть учений была утрачена.
Ф. Аквинский (томизм – католическая философия), опираясь и извращая учение Аристотеля, так определяет работу души:
Сначала душа совершает акт познания — ей является образ
объекта (ощущение или понятие). Затем она осознает, что ею произведен сам этот акт. Она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не
акт, а самое себя как уникальную сущность.
Таким образом, перед нами замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
А в странах Востока в VIII-ХП вв. происходит сближение с эмпирией (практикой), с позитивным знанием о природе.
Очагом развития науки стал арабский Халифат, где развивались физико-математические и медицинские науки. Следовательно, знание психологии стало развиваться в рамках медицины. Яркими представителями этого времени стали Авиценна и Аверроэс.
|
|
Авиценна (Ибн Сина) стал один из первых исследователей в области возрастных особенностей человека. Он изучал связь между физическим развитием организма и его душевными особенностями в различные возрастные периоды. При этом был установлен механизм воздействия на организм (физиологию) психического. Так, было замечено, что слова приводят к изменению пульса. С этим же связаны и аффекты (чувства).
Через это Авиценна определил роль воспитания в формировании человека:
Воздействие на ребенка окружающих людей ---- Чувства ребенка (аффекты) ----- Изменяют течение физиологических процессов ---- Формируется натура человека
Ибн Рушд (Аверроэс) — философ и врач — отрицал бессмертие индивидуальной души, разделял душу и разум. Душа понималась как функция организма (чувственность), а разум - божественен и входит в индивидуальную душу извне. После смерти человека разум отделяется и продолжает существовать как часть универсального разума, присущего всему человеческому роду.
Итак, изложенные взгляды на душу в различные исторические периоды, знакомят нас с тем, как складывалась область знаний, получившая в последующем название «Психология». Первый этап развития психологического знания можно рассматривать как фундамент будущей науки. Отличительной особенностью данного этапа является умозрительность взглядов, отсутствие практических подтверждений. Ценность сложившихся взглядов на душу состоит в том, что были сформулированы основополагающие принципы будущей науки.