Изучение фольклора в контексте основных культурологических методов

Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели. Предмет – это то, что изучается, а метод – это то, как изучается предмет (каким способом).

Исторический (включает 2 аспекта):

Диахронический метод. Культура как последовательная смена различных культурно-исторических типов. Изучается историческая преемственность и историческое своеобразие культур; народная художественная культура в ее исторической динамике. Историческое своеобразие различных этапов в развитии народной художественной культуры и преемственность между ними.

Синхронистический метод. Изучение различных периодов в развитии народной художественной культуры в сложных хроноструктурах культурно-исторического процесса. Синхронно изучаются однотипные, но разновременные процессы (например: изучение влияния распространения промышленности на фольклор в России во второй половине 19 – начале 20 веков, в сравнении с данным процессом в Англии в первой половине XIX века).

Деятельностный метод (это 6-й вопрос). Культура как способ и продукт человеческой деятельности. Акцент делается на производный характер культуры (в том числе и народной художественной) от деятельности человека.

Теория М.С. Кагана «о трех путях развития культуры при переходе от первобытности к цивилизации». Кочевой, земледельческий и ремесленный культурно-исторические типы. Особенности мировоззрения, мифологии, художественного творчества, психологии, научно-технического фактора в каждом типе культуры зависят от доминирующего вида деятельности.

Соответственно НХК имеет специфические черты в контексте земледелия, кочевого образа жизни и ремесла. У кочевников, земледельцев и ремесленников господствующие виды деятельности определяют возникновение особых стереотипов поведения, создание особых населенных пунктов, возникновение специфических форм хранения и трансляции знания, иерархию общества, ценности и т.д., включая искусство.

Этногенетический метод. Этногенетические процессы воспринимаются как основа развития культуры. Примером служит этно-пассионарная теория Л.Н. Гумилева, зафиксировавшего в развитии этносов общую логику, основанную на изменении фактора «пассионарности». Каждый этнос реализует данную логику.

Народная художественная культура этноса может трактоваться как «зеркало» этногенетических процессов (например, отражать подъем, расцвет или упадок этногенеза).

Аксиологический метод (аксиология – учение о ценностях). Понимание культуры как совокупности ценностей (В. Виндельбанд и Г. Риккерт).

Каждая культура формирует особый «ценностный ряд». В первую очередь интерес представляют «финальные», высшие или наиболее значимые ценности (то, что в той или иной культуре имеет первостепенной значение). В фольклоре традиционных культур (как и в искусстве в целом) данные ценности отражаются достаточно ярко. Например, для земледельца ценность – хлеб, земля, родина, мать, семья, солнце, вода, растения, почитание старших как хранителей опыта, коллектив и т.д. У кочевников – скот, конь, оружие, воинственные качества мужчины, почитание суровых природных стихий и т.д. Таким образом: изучается «ценностная основа народной культуры», отраженная в фольклоре.

Семиотический метод (имеет много аспектов) (Ю.М. Лотман и др.). Изучаются знаки и знаковые системы культуры, отражающие определенные смыслы; Через «знаки» можно раскрыть содержание культуры.

Особая «смыслосфера», которая находит отражение в знаках, формируется в каждой культуре. Смыслосфера формируется не случайно, а в зависимости от образа жизни народа.

Народная художественная культура предстает как сфера знаков (искусство может быть воспринято как система знаков), отражающих смыслосферу культуры.

Психоаналитический метод. Учение психоанализа как методологическая основа анализа культуры. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда.

Биогенетическая основа психоаналитического учения о культуре. Редуцирование содержания и мотивации различных форм культурной активности человека к первичным структурам психики.

Культура как средство ограничения, «обуздания» природных влечений.

Психоаналитический анализ культуры на основе принципа тождества онтогенеза и филогенеза. Выявление сходства образов, смыслов древних мифов, сказок и содержания сновидений, фантазирования, невротического бреда, продуктов художественного воображения.

Игровой метод. Становление культуры как следствие развития игрового компонента (Й. Хейзинга).

Согласно данному подходу, культура рождается из игры и сохраняет на протяжении своего развития игровую сущность.

Человек изначально обладает способностью играть, эта способность послужила толчком к развитию культуры. Человеку свойственно «играть роли»; жить по правилам; свойственно состязаться; облачаться в костюмы и маски и т.п. Во многих сферах культуры Й. Хейзинга (книга «Человек играющий») фиксирует проявления игрового компонента.

Игровой компонент находит свое яркое проявление и в народной художественной культуре.

Структурно-функциональный метод (это 2-й вопрос). Народная художественная культура предстает в сложном структурно-функциональном единстве. Изучаются основные структурные элементы народной художественной культуры, а также их взаимосвязи друг с другом; изучаются основные механизмы и общие закономерности функционирования народной художественной культуры.

Системный метод. В контексте данного метода культура предстает как сложноорганизованная система.

Народная художественная культура, с одной стороны, может восприниматься как элемент сложной и многоуровневой суперсистемы культуры. С другой стороны НХК сама представляет отдельную систему, которая существует и развивается по определенным законам.

Изучаются комплексные трансформации народной художественной культуры и ее отдельных элементов.

Синергетический метод (самый сложный). Развитие системы культуры (в том числе и народной художественной) изучается в контексте двух основных состояний систем, которые периодически сменяют друг друга. Данные состояния – «стабильность» и «переходность».

Для стабильных и переходных состояний культуры свойственны определенные типологические характеристики.

Стабильная культура (например, СССР): монологичность всех сфер культуры; жесткая цензура; наличие общих идеалов; единая картина мира; коллективизм; четкий вектор развития; предсказуемость и закономерность; единые ценности, нормы и стереотипы поведения; оптимизм; доминанта одного стиля в искусстве; массовые формы творчества и т.п.

Переходная культура (1917-й – образование СССР; 1991 г. – начало 2000-х): многообразие всех сфер культуры; слабая цензура; отсутствие общих идеалов; множество способов объяснения мира; индивидуализм; «диалогичность»; отсутствие ясного вектора развития; непредсказуемость и случайность; смешение ценностей, норм и стереотипов поведения; пессимизм и апатия; множество стилей в искусстве; камерные формы творчества и т.п.

Фольклор более тяготеет к стабильным состояниям. Однако и в истории НХК есть периоды переходов, связанные с принятием христианства, татаро-монгольским нашествием, расколом веры, петровскими реформами, распространением промышленных городов в XIX веке, революцией 1917 года, развалом СССР в 1991 г.

В настоящий момент культура России стабилизируется, пройдя через «переходность 90-х годов XX – начала XXI века.

Кросс-культурный (это частный аспект общенаучного метода – сравнительного). Речь идет о сравнении культур.

Кросскультурный метод применяется при соотношении и сравнении каких-либо феноменов, относящихся к разным культурам (в различном пространственном и временном диапазоне).

Типологический (разделение культуры, включая НХК, по разным типологическим признакам). Например: по этническому, региональному, по видам искусства, по промыслам и т.п.

5. Виды и жанры НХТ В тетради!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: