Интересы

«Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес — специфическую на­правленность на него личности. Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что ин­терес — это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете» [3, 525].

По­требность вызывает желание в каком-то смысле обладать предме­том, интерес — ознакомиться с ним. Интересы являются, поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познаватель­ной деятельности человека.

Идеалы

«У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведе­ния; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты,— образ, который служит образцом. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Идеал человека — это, таким образом, и то и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, ми­росозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы — свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты.

В идеалах человека ярко проявляется его общая направлен­ность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы фор­мируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оцен­ки формируют общую направленность личности» [3, 531].

«Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мо­тивации ее деятельности.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается оп­ределенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков. Потребность и ин­тересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности» [3, 532].

Подводя итог анализу направленности личности. С.Л.Рубинштейн пишет:

«Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим, прежде всего, определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интере­сам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга опре­деляет содержательность, диапазон человека.

Различие круга интересов определяет различную по своему со­держанию базу духовной жизни личности — от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жиз­ни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего, не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементар­ных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное уве­личение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.

Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на ка­ком уровне лежит эта потребность или этот интерес; одно дело, ког­да речь идет о потребности или интересе, который в силу своей эле­ментарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый ин­терес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.

В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержа­тельности потребностей и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении. Жизнь человека целиком со­средоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному — у одних более, у других менее значитель­ному — руслу. Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека. Наконец, бывает так — и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей,— что личность одновременно и многогранна и едина; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра. В идеале выступает всесторонне и гармонически раз­витая личность, личность, своими потребностями и интересами свя­занная с основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: