Тема 1. Общая характеристика возрастных кризисов. Психологические аспекты взросления и вызревания

Место подростка в сообществе взрослых и детей. Маргинальность положения и тенденция принятия роли взрослого.

Социокультурный и исторический взгляд на проблему подросткового возраста (М. Мид, И. Ридель, Д. Фрезер). История становления «Психологии подростка»: «романтическая» и «кризисная» модели рассмотрения проблемы подросткового возраста.

Определение возрастных рамок периода взросления:

v биогенетические терии (С. Холл, А. Геделл, С. Гессен, Э. Кречмер, К. Конрад);

v социогенетические теории (К. Левин);

v психогенетический подход (Э. Эриксон – психодинамическая концепция, Э. Шпрангер – персонологический подход, Ш. Бюлер – гуманистический подход);

v когнитивно-генетический подход (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).

Биологические аспекты вызревания в подростковом возрасте и основные параметры полового вызревания. Психологические аспекты взросления (Т.В. Драгунова).

Основная литература: 41,42, 63,82,97,111.

Дополнительная литература: 18,30,45,66,88,93.

Самостоятельная работа:

Изучить критерии периодизации возрастного развития, разработанные отечественной школой психологии и выделить особенности определения кризисных фаз в развитии подростка и юноши.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие полового созревания и развития в отечественной и зарубежной психологии. Выделение взросления в самостоятельную переходную фазу развития.

2. Взаимосвязь психологических и физиологических параметров на развитие ребёнка в период взросления.

3. Психосоциальные аспекты взросления и параметры психосоциальной зрелости подростка.

4. Классификация психических нарушений, характерных периоду взросления.

5. Критические фазы развития: характеристика личности подростка и юноши в период переживания кризиса развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: