Психосоциальные аспекты взросления. Социализация, как
v процесс превращения индивида в члены современного ему общества;
v процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта;
v процесс усвоения и реализации социальных ролей.
v Социализация и воспитание (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн); «социальное научение» (А. Бандура, Дж. Кольман); «самоактуализация» и «Я-концепция» (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс).
Социализация и идентификация (Марш); 4 стадии в подростковом возрасте: реализованная идентификация, мораторий, диффузия, предрешение.
Социализация в семье и десоциализирующие тенденции в «неблагополучных» семьях. Типология «неблагополучных» семей (Л.С. Алексеева, Г.П. Бочкарева, З.В. Баерунас, А.Е. Личко, Б.Н. Алмазов).
Процесс социализации как процесс становления личности, самосознание личности в подростковом возрасте.
Основная литература: 41,42,49,97,106.
Дополнительная литература: 11,32,47,62,66,88,93.
Самостоятельная работа:
1. Изучите и проанализируйте разработанные концепции социального воспитания ребёнка, выделите особенности их реализации в деятельности педагога-психолога.
|
|
Вопросы для обсуждения:
a. «Социализация», «социальное воспитание», «социальное формирование», «научение», «развитие» - определите границы и сущность каждого понятия.
b. Социализация как социально-педагогическое явление. Этапы социализации по А.В. Мудрику.
c. Основные задачи социального воспитания и развития личности в социуме. Психологическая сущность понятия «социализация».
d. Ведущие институты социализации; критерии значимости каждого института в развитии личности ребёнка.
e. Факторы социализации и их влияние на развитие личности.