Понятие психического здоровья и психической болезни в психологической науке, его применение в рамках подростковой психологии. Рассмотрение различных направлений в работе с подростками, испытывающими затруднения в личностном развитии:
лечебно-педагогическое;
психологическое;
клинико-психопатологическое направление.
Взгляды на проблему психического здоровья С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, М. Монтессори, А.Ф. Лазурского, В. Вундта, З. Фрейда, А. Фрейда, Р. Роршаха, Ч. Ламброзо, Э. Крепелина и др.
Пограничные психические расстройства и расстройства личности в подростковом возрасте (неврозы, неврастения, психопатия, акцентуации) и их этнопатогенез.
Определение и выделение «группы риска», а также ее психологические особенности.
Недостатки характера подростков с учетом эмоциональной и активно-волевой обусловленности (В.Б. Кащенко). Методы коррекции.
Основная литература: 42,49,63,73,78,116.
Дополнительная литература: 1,5,19,22,24,35,40,55,67,83,94.
Самостоятельная работа:
С помощью анализа литературы по проблеме разграничить понятия «психпатическая» и «социопатическая личность»; «социопатическая личность» и «социофоб».
|
|
Вопросы для обсуждения:
1. Дисгармоническое психическое развитие в подростковом возрасте.
2. Развитие характера в подростковом возрасте. Акцентуации характера. Причины, динамика, трудности, испытываемые акцентуированной личностью в общении и социализации.
3. Кризис самооценки в подростковом возрасте и уровень притязаний.
4. Невротическое формирование личности: тревожность, страхи, депрессии, навязчивые состояния у подростков.
5. Невропатия в подростковом возрасте: расстройства сна, аппетита, речи. Энурез как невротический симптом.
6. Психопатическая личность. Социопатия и методы коррекции.