Тема: Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Карнавально – смеховое отрицание средневековой картины мира.
Тексты: Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
План:
1. М.М. Бахтин о природе народно – площадного смеха. Что является целью карнавального смеха? Что он развенчивает, какими способами? Зачем использует Рабле гротескные образы материально – телесного низа?
2. Поясните, почему Бахтин возражает против определения, данного Рабле А.Н. Веселовским: «Здоровый деревенский мальчик, забрызгивающий грязью прохожих…»? /гл. 2 в кн. Бахтина/. Какие формы карнавльного смеха использует Рабле?
- образы площадного слова у Рабле /см. пролог ко второй книге/, каковы функции ругательств, проклятий?
- семантика «драки», «избиения», «убийства» /см. гл. 27 1-ой кн., гл. 25 2-ой кн./, понятие «разъятого тела» /см. гл. 3 в кн. Бахтина/
- фекальные образы романа, мотив «затопления мочой»: в чем «целебность» этого акта?
- семантика «еды» и «выпивки», что общего между бочкой Диогена и бочкой вина? Чем отличается «вино» от «елея»? /см. гл. 3 в кн. Бахтина, статью «Еда» в 1-ом томе «Мифов народов мира»/; семантика имен Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэля, в чем противоположность этих королей – великанов Пикрохолу и Анарху? Почему враги побеждаются с помощью «соли», «вина», «мочи», «огня»? Почему битва отождествляется с пиром?
- женщина, рождение и смерть /см. сцены рождения Гаргантюа и Пантагрюэля/, почему Панург боится жениться? Семантика «рогов» /см. гл. 3 у Бахтина/, образ Панурговых стен /кн. 2, гл. 3/
- итоги: образ гротескного тела у Рабле, какие элементы тела акцентируются и почему? Чем отличается гротескное тело от индивидуального телесного канона?
3. Что является осмеиваемым «старым» в романе Рабле? Что олицетворяет Сорбонна? Оппозиция «священного» и «профанного», ее карнавальная перевернутость. Примеры развенчания «старого»: травестированные библейско – евангельские образы /пародия на причастие в гл. 27 1-ой кн., колокола – бубенчики для кобылы, Телемская обитель – пародия на монастырь, родословная Пантагрюэля и т.п./.
4. Вертикальная иерархическая картина мира средневековья /Данте/ и ее разрушение у Рабле /см. гл. 6 у Бахтина/ Можно ли считать роман Рабле отрицанием христианства и возвратом к языческим истинам?
Литература:
1.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
2.Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.
3.Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. М., 1954.
4.Дживелегов А. Рабле // Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973. /БВЛ/
Практическое занятие № 8
Тема: Особенности конфликта в трагедии В.Шекспира «Король Лир»