План:
1. Генеалогия и добродетели средневекового рыцарства.
2. Средневековый эпос и рыцарский роман: характер эпического и романного события, эпический герой и рыцарь (сравнительная парадигма).
3. Структура рыцарского романа, дихотомия (удвоение сюжета): как объясняет эту особенность Е. М. Мелетинский? «Триптих» «Эрека и Эниды»: логика трехчастной структуры (любовная идиллия, - конфликт с женой – примирение и освобождение влюбленного рыцаря из заколдованного сада).
4. Знаковая система рыцарского романа (семиотика):
- «путь», почему рыцарь непременно должен быть в движении?
- «лес»
- «меч»
- «Круглый стол короля Артура»
- «Заколдованный сад»
- «Любовный напиток»
Символика «Персеваля»: волшебный замок Мунсальвеш, король – рыбак, Грааль, копье, с которого стекает кровь; имена: Герцелойда, Кондвирамур, Парцифаль.
Инициация рыцаря в романе о Парцифале.
5. Выводы: основная оппозиция рыцарского романа (любовь – рыцарский долг) и варианты ее разрешения.
Литература:
1. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.
2. Мелетинский Е. М. Средневековый роман. М., 1983.
3. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе.. М., 1976.
4. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т 2. М., 1987.
5. Керлот Х. Э. Словарь символов. М., 1994 (меч, копье, лес, сад, Грааль, круглый стол).
6. Волошин М. Лики творчества. Л., 1988 (ст. «Меч»)
7. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.., 1991. (ст. «Исторический смысл эстетического мировоззрения Р. Вагнера»)
Тема: Проблематика и художественные особенности рыцарского романа.