Тема: Магистральный сюжет трагедии Шекспира «Гамлет»

План:

  1. Прочитать трагедию, ознакомиться с комментариями А.Аникста. Выучить наизусть монолог Гамлета «Быть или не быть…» и сонет 66 («гамлетовский»).
  2. Охарактеризуйте событийное время в «Гамлете». Как оно соотносится с временем создания трагедии? Какому времени принадлежит Гамлет?
  3. Попробуйте озаглавить каждое действие трагедии.
  4. Найдите ответы на вопросы в 1-ом действии трагедии

- для какого сознания более свойственна вера в призраки, средневекового или ренессансного?

- для какой эпохи характерен «мятежный дух» Призрака, средневекового или ренессансного?

- какую тайну открывает Призрак Гамлету?

- что движет Призраком, только ли жажда мести?

- как Призрак объясняет «падение» Гертруды?

- в чем заключается двойной характер преступления, совершенного Клавдием?

- какие три завета Призрака должен исполнить Гамлет?

- почему Гамлет просит Горацио и стражу хранить молчание о его встрече с Призраком?

  1. Найдите ответы на вопросы во II действии трагедии:

- когда возникла молва о «безумии» Гамлета? Кто первым замечает это?

- что стало причиной безумия?

- каков двойственный смысл «безумия» принца?

- кто более всех встревожен безумием Гамлета и почему?

- как объясняет безумие принца Полоний? Почему он рад безумию Гамлета?

- как объясняет Гертруда помешательство сына? Как изменилось ее мнение после встречи с Полонием?

- как влияет на мнение Полония о безумии Гамлета его встреча с принцем?

- объясните, прокомментируйте слова принца: «Я помешан только в норд – норд – вест, при южном ветре я еще отличу сокола от цапли».

  1. Найдите ответы на вопросы в III действии трагедии:

- какая альтернатива открывается Гамлету в его монологе «Быть или не быть…»?

- можно ли, опираясь на содержание этого монолога, сделать заключение, что в принце борются два человека, средневековый и ренессансный?

- почему Гамлет советует Офелии идти в монастырь?

- с какой целью Гамлет затевает спектакль «Убийство Гонзаго»?

- что его подтолкнуло к мысли о спектакле?

- в чем смысл реплики Офелии, обращенной к Гамлету: «Вы хорошо заменяете хор»?

- какова реакция короля на спектакль?

- как Клавдий собирается избавиться от Гамлета?

- сравните монолог Гамлета после встречи с Призраком с монологом Клавдия после спектакля. Как эти монологи характеризуют веру героев в высший суд?

- почему Гамлет пренебрегает возможностью отомстить Клавдию во время его молитвы?

- каким предстает Гамлет в сцене диалога с Гертрудой?

  1. Найдите ответы на вопросы в IV действии трагедии:

- о чем сожалеет Клавдий, рассуждая о смерти брата?

- какой коварный замысел возникает у Клавдия против Гамлета?

- в чем причина безумия Офелии? В чем ее безумие сходнео с безумием Гамлета и в чем они различны?

- в чем сходен с Гамлетом Лаэрт и в чем его поведение отлично от поведения Гамлета?

- как отличает Лаэрта от Гамлета высказывание: «Что тот, что этот свет, мне все равно»?

- что происходит с Гамлетом на его пути в Англию?

- каков новый коварный замысел Клавдия против принца?

- как гибнет Офелия?

  1. Найдите ответы на вопросы в V действии трагедии:

- в чем суть разговора Гамлета с первым могильщиком?

- как характеризует отношение Гамлета к Офелии поведение принца во время ее похорон?

- прокомментируйте слова Гамлета:

Есть, стало быть, на свете божество,

Устраивающее наши судьбы

По-своему.

- как спасся Гамлет от дьявольских козней Клавдия и его шпионов?

- как решается вопрос Гамлета о Призраке «Благой ли дух ты или ангел зла» (после спектакля) после путешествия в Англию?

- когда и где (сц.2) Гамлет отзывается на приглашение Озрика и почему он говорит: «Без божьей воли не пропасть и воробью»?

- каков новый замысел Клавдия погубить Гамлета, и почему он так настойчив в своих усилиях?

- чем заканчивается «состязание» Гамлета с Лаэртом?

- в чем сходство судеб Гамлета и Фортинбраса? В чем различие принцев?

Литература:

  1. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Комментарий. – М., 1986.
  2. Верцман. Ц»Гамлет». Трагедия Шекспира. – М., 1964.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1987 (гл.8)
  4. Дубашинский И. Вильям Шекспир. – М., 1965.
  5. Пинский Л. Шекспир: Основные начала драматургии. – М., 1971.
  6. Комарова В.П. Метафоры в трагедии «Гамлет» // Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. – Л., 1989.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: