План:
- Прочитать трагедию, ознакомиться с комментариями А.Аникста. Выучить наизусть монолог Гамлета «Быть или не быть…» и сонет 66 («гамлетовский»).
- Охарактеризуйте событийное время в «Гамлете». Как оно соотносится с временем создания трагедии? Какому времени принадлежит Гамлет?
- Попробуйте озаглавить каждое действие трагедии.
- Найдите ответы на вопросы в 1-ом действии трагедии
- для какого сознания более свойственна вера в призраки, средневекового или ренессансного?
- для какой эпохи характерен «мятежный дух» Призрака, средневекового или ренессансного?
- какую тайну открывает Призрак Гамлету?
- что движет Призраком, только ли жажда мести?
- как Призрак объясняет «падение» Гертруды?
- в чем заключается двойной характер преступления, совершенного Клавдием?
- какие три завета Призрака должен исполнить Гамлет?
- почему Гамлет просит Горацио и стражу хранить молчание о его встрече с Призраком?
- Найдите ответы на вопросы во II действии трагедии:
- когда возникла молва о «безумии» Гамлета? Кто первым замечает это?
- что стало причиной безумия?
- каков двойственный смысл «безумия» принца?
- кто более всех встревожен безумием Гамлета и почему?
- как объясняет безумие принца Полоний? Почему он рад безумию Гамлета?
- как объясняет Гертруда помешательство сына? Как изменилось ее мнение после встречи с Полонием?
- как влияет на мнение Полония о безумии Гамлета его встреча с принцем?
- объясните, прокомментируйте слова принца: «Я помешан только в норд – норд – вест, при южном ветре я еще отличу сокола от цапли».
- Найдите ответы на вопросы в III действии трагедии:
- какая альтернатива открывается Гамлету в его монологе «Быть или не быть…»?
- можно ли, опираясь на содержание этого монолога, сделать заключение, что в принце борются два человека, средневековый и ренессансный?
- почему Гамлет советует Офелии идти в монастырь?
- с какой целью Гамлет затевает спектакль «Убийство Гонзаго»?
- что его подтолкнуло к мысли о спектакле?
- в чем смысл реплики Офелии, обращенной к Гамлету: «Вы хорошо заменяете хор»?
- какова реакция короля на спектакль?
- как Клавдий собирается избавиться от Гамлета?
- сравните монолог Гамлета после встречи с Призраком с монологом Клавдия после спектакля. Как эти монологи характеризуют веру героев в высший суд?
- почему Гамлет пренебрегает возможностью отомстить Клавдию во время его молитвы?
- каким предстает Гамлет в сцене диалога с Гертрудой?
- Найдите ответы на вопросы в IV действии трагедии:
- о чем сожалеет Клавдий, рассуждая о смерти брата?
- какой коварный замысел возникает у Клавдия против Гамлета?
- в чем причина безумия Офелии? В чем ее безумие сходнео с безумием Гамлета и в чем они различны?
- в чем сходен с Гамлетом Лаэрт и в чем его поведение отлично от поведения Гамлета?
- как отличает Лаэрта от Гамлета высказывание: «Что тот, что этот свет, мне все равно»?
- что происходит с Гамлетом на его пути в Англию?
- каков новый коварный замысел Клавдия против принца?
- как гибнет Офелия?
- Найдите ответы на вопросы в V действии трагедии:
- в чем суть разговора Гамлета с первым могильщиком?
- как характеризует отношение Гамлета к Офелии поведение принца во время ее похорон?
- прокомментируйте слова Гамлета:
Есть, стало быть, на свете божество,
Устраивающее наши судьбы
По-своему.
- как спасся Гамлет от дьявольских козней Клавдия и его шпионов?
- как решается вопрос Гамлета о Призраке «Благой ли дух ты или ангел зла» (после спектакля) после путешествия в Англию?
- когда и где (сц.2) Гамлет отзывается на приглашение Озрика и почему он говорит: «Без божьей воли не пропасть и воробью»?
- каков новый замысел Клавдия погубить Гамлета, и почему он так настойчив в своих усилиях?
- чем заканчивается «состязание» Гамлета с Лаэртом?
- в чем сходство судеб Гамлета и Фортинбраса? В чем различие принцев?
Литература:
- Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Комментарий. – М., 1986.
- Верцман. Ц»Гамлет». Трагедия Шекспира. – М., 1964.
- Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1987 (гл.8)
- Дубашинский И. Вильям Шекспир. – М., 1965.
- Пинский Л. Шекспир: Основные начала драматургии. – М., 1971.
- Комарова В.П. Метафоры в трагедии «Гамлет» // Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. – Л., 1989.