Это наиболее распространенный в прикладной социологии вид опроса.
Анкета - вопросник, опросный лист, структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Это инструмент сбора информации, которая фиксируется в виде письменных ответов респондентов.
Респондент - опрашиваемый, лицо, участвующее в опросе в качестве источника информации.
Анкетер - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами, с помощью анкеты. Он отвечает за правильное проведение процедуры анкетирования (найти нужных респондентов, обеспечить спокойную обстановку при заполнении, проверить полноту заполнения анкеты при ее сдаче).
Анкетирование используется для получения информации о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не отражены в различных документах. Например: информация о мотивах, интересах, предпочтениях людей, о жизненных планах и пр.
Достоинства анкетирования:
- широта тематики исследования (практически о любых сферах жизнедеятельности людей);
|
|
- возможность получения информации, как об объективных процессах, так и об отношении к ним людей;
- относительно малые затраты времени и экономичность;
- получение максимально формализованной информации., пригодной для машинной обработки
-возможность повторения опросов с определенной периодичностью;
Недостатки анкетирования:
- формулировки вопросов всегда дают неполное, упрощенное отражение действительности. Можно узнать только о том, что и как спросил.
- возможно получение ложной, некачественной информации при не компетенции анкетера или случайных обстоятельствах (неполное заполнение и пр.)
- неприменим для опроса людей со слабым зрением, малограмотных, для получения информации по очень острым, злободневным вопросам, в условиях высокой социальной напряженности.
Виды анкетирования:
- раздаточное (анкетер раздал, потом собрал анкеты),
-почтовое (анкеты рассылают по почте) В 10 раз дешевле интервью, но возврат не более 20-30%, требует стимулирования возврата, напоминаний об опросе и пр.
- прессовое (анкету публикуют в газете) Возврат 5-10%, не обеспечивает репрезентативности опроса.