- вводная часть. В ней содержатся:обращение к респонденту (указывается цель, заказчик и исполнитель исследования) и инструкция по заполнению.
- основная часть. В ней содержатся основные содержательные вопросы в соответствии с целями и гипотезами исследования.
- паспортичка. Здесь содержатся необходимые объективные данные о респонденте (пол, возраст и пр.), их состав определяется гипотезами исследования).
Правила композиции основной части анкеты:
- “воронки” на входе и выходе (не задавать сложных вопросов в начале и конце анкеты);
- “тематические блоки”, т.е. логика вопросов должна быть понятна респонденту, но вопросы не должны “вести”, навязывать логику ответов;
- учесть эффект “эха” (взаимовлияния вопросов и ответов на них);
- учесть проблему монотонности при большой анкете;
- не смущать респондента вопросами (нельзя сначала задавать вопрос “есть ли у вас дети?”, а потом “женаты ли вы?”);
Виды социологических вопросов
Основные (по содержанию) и функциональные.
|
|
Основные:
- прямые - смысл вопроса и ответа совпадает для респондента и социолога
(применяют редко, если есть вероятность, что респондент не захочет прямо ответить, требует критического отношения к себе или окружающим, негативной оценки и пр., то их заменяют косвенными или безличными);
- косвенные, когда смысл ответа для респондента и социолога не совпадает (Вместо вопроса “Читали ли вы эту книгу”, спрашивают “намерены ли вы прочесть эту книгу”, а в ответах будет вариант “нет, я уже читал”);
- личные (Что Вы думаете о...)
- безличные (Что на Ваш взгляд люди думают о.... или “Есть разные мнения о... Какое на ваш взгляд более верно...?)
Функциональные вопросы бывают:
- контактные (в начале анкеты, простые, на которые легко и приятно отвечать)
- фильтры (отделить интересующую часть респондентов от остальных)
- ловушки (отделить недобросовестных, некомпетентных респондентов)
- глушители (отвлечь, снизить эмоциональный накал, отвлечь респондента, перед контрольным вопросом)
- переходные или буферные (разделяющие смысловые блоки анкеты, мостик для перехода к др. теме)
- контрольные (для проверки устойчивости мнения, компетенции)
По характеру ответов вопросы различают:
- открытые (нет подсказок),
- закрытые (есть подсказки и нельзя написать свой вариант ответа),
- полузакрытые (есть подсказки и возможность написать свой ответ);
- альтернативные (нужно выбрать один ответ из нескольких) и
- типа “меню” (по логике ответы не исключают друг друга, можно выбрать несколько).