Они должны быть:
- четкими, однозначно понимаемыми, на доступном респонденту языке;
- учитывать менталитет респондентов;
- учитывать, что ответ “да” более привлекателен, чем “нет;
- примерно равные по длине и эмоциональному накалу;
- не требовать расчетов, размышлений и пр.
Контрольные вопросы
1. Что такое анкетирование?
2. Когда применяют анкетирование, сильные и слабые стороны этого метода сбора информации?
3. Виды анкетирования?
4. Что такое анкета?
5. Структура и правила составления анкеты?
6. Виды вопросов в анкете?
7. Что такое открытые и закрытые вопросы?
8. Кто такой респондент?
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ– как метод сбора информации
Метод опроса, основанный на непосредственной беседе интервьюера и респондента. Если при анкетировании общение опосредовано анкетой, то при интервьировании, есть прямой контакт респондента и интервьюера, который организует и направляет беседу с каждым человеком или группой, фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
Для получения аналогичного объема информации, интервью требует больших затрат времени, и средств, лучшей подготовки интервьюеров, но дает более надежные результаты, за счет уменьшения числа неответивших, ошибок при заполнении.
Интервью применяют:
- в качестве вспомогательного метода на ранних стадиях исследования для уточнения проблемы, целей, гипотез исследования или на поздних стадиях для контроля данных, полученных другими методами;
- в качестве основного метода получения информации для подтверждения или опровержения гипотез.
Виды интервью
- личные и телефонные
- индивидуальные и групповые
- свободное (или разведывательное, когда имеется только общая схема беседы), стандартизированное (детально разработанное), полустандартизированное;
Для респондента, квалифицированно проведенное стандартизированное или полустандартизированое интервью выглядит как оживленная беседа. Для интервьюера - как детально разработанный и проведенный по определенной схеме опрос, для исследователя - это максимально единообразная экспериментальная ситуация, в которой действуют опрашиваемые.
Правила разработки стандартизированного и полустандартизированного интервью примерно такие же, как при анкетировании.