КОНТЕНТ-АНАЛИЗ– как метод сбора информации

Это метод количественного изучения содержания социальной информации. Объектом К-А может быть содержание газет, публичных выступлений, теле-радио передач, формальных и личных документов и пр.

Сущность К-А заключается в подсчете того, как представлены в некотором информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы.

К-А начинается с выявления смысловых единиц, наличие (или отсутствие) которых нужно установить в изучаемом массиве документов. Это могут быть какие-то идеи, личности или их качества, события, темы, позиции авторов по какому-то вопросу, направленность их взглядов, ценностных ориентаций, норм деятельности, смыслы обращений к каким-то адресатам (людям, группам, народам), сами адресаты и пр.

Поскольку смысловое содержание в документах может быть выражено с помощью различных языковых средств, знаков, символов, исследователь должен найти, сформулировать конкретные эмпирические индикаторы (показатели), показывающие, что в тексте имеется интересующая исследователя смысловая единица. Это могут быть определенные термины, даты, имена, заголовки и т.п.

Далее выбирается единица счета, в качестве которой может выступать частота упоминаний, число строк (посвященных интересующей теме), число страниц или абзацев, площадь газетной полосы, длительность вещания и т.п.

По частоте упоминания (например, тем, событий, общественных движений или лидеров) можно судить об их влиятельности, популярности, важности для общества или его части.

Предпосылкой К-А может служить традиционный качественный анализ документов (автор, цель и время составления, надежность и достоверность представленной в нем информации, содержание и пр.). К-А применяется, если количество документов достаточно велико и интересующие признаки встречаются часто (для статистической достоверности полученных результатов), а главное, если необходима высокая точность анализа, стремление избежать субъективизма при оценке интересующего события. К-А может применяться на начальных этапах исследования для сбора предварительной информации о характере объекта и предмета анализа, а также при сопоставлении результатов исследований, проведенных в разное время.

Смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими предпосылками программы.

Формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но ориентирован часто и на изучение реальности стоящей за текстом. Стоит особо подчеркнуть, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материала при подготовке текстов. Поэтому для исследователя может быть весьма важно и то, что не вошло в содержание текста, оказалось вне его рамок.

Плодотворным может оказаться и деятельностный (проблемный) подход, когда весь текст или его часть рассматривается как описание конкретной проблемной ситуации, в которой есть свои “действующие лица” и рассказано об отношениях между ними. Рассматривается деятельность, субъекты, цели, мотивы поступков, причины и обстоятельства, объект этой деятельности и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: