СОЦИОМЕТРИЯ– как метод сбора информации

Мы уже знаем о большой роли малых формальных и неформальных групп, об их влиянии на человека. Поэтому крайне важны задачи, связанные с изучением процессов, происходящих в малых группах: процессы становления коллектива отдела, бригады, учебной группы, бизнес-команды и пр.

Одним из весьма эффективных методов изучения процессов, протекающих в малых группах, является метод “социометрии”. Изобретение этого метода связывают с именем американского социального психолога Джекоба Морено.

Социометрию применяют для изучения проблем повышения производительности труда, конфликтов, процессов принятия решений в группах и др. процессов функционирования и развития групп.

Группа -люди, объединенные по какому-то признаку, осознающие свою принадлежность к группе и находящиеся в идентичных условиях. Главное - все вместе выступают в качестве субъекта деятельности. Характерная критериальная черта - чувство общности, которое цементирует их отношение, замыкает на себя.

В основе его - общность цели, эмоциональное тяготение, групповые интересы и пр.

Оптимальная численность групп, где эффективна социометрия: от 3-х до 9 человек. Но применима - до 20 человек. Чем больше численность - тем ниже качество (надежность) получаемой информации, т.к. человек может с определенностью выразить свое мнение не более, чем к 5-9 индивидам., кроме того становится сложно обработать результаты выборов,

Социометрический опрос - направлен на изучение внутриколлективных и межколлективных связей, путем выяснения отношений между членами коллектива.

Эти отношения выясняются на основе выбора, отклонения или оставления без внимания каждым опрашиваемым другого члена коллектива как участника совместной деятельности. Выбор - выраженное им желание сотрудничать, выполнять какое-либо действие с др. индивидом. Отклонение (отрицательный выбор) - высказанное нежелание выполнять это действие с этим индивидом. Опускание - оставление другого без внимания (ни выбора, ни отклонения).

Таким образом, для каждой пары, возможно 6 видов зависимостй.

Социометрический критерий - конкретная содержательная ситуация, в которой нужно сделать выбор или отклонение. Эти критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры отношений. Например: “С кем из членов группы Вы хотели бы выполнять такую-то работу?” или “”Кого из членов группы Вы пригласили бы к себе на день рождения?”

Виды социометрических критериев:

- производственные, для выяснения межличностных отношений на уровне структуры производственной деятельности. “Кого бы Вы выбрали напарником для вып.... работы?”;

- непроизводственные - выбирается значимая ситуация не связанная с производственной деятельностью, т.е. выбор партнера для отдыха, развлечения и пр.

- прогностический - для выяснения структуры ожидания отношений членов коллектива, согласно их представлениям. Здесь мы выясняем представления опрашиваемого о структуре коллектива, основанное на его психологических особенностях. “Кто, по Вашему мнению, из членов группы выберет Вас напарником по работе,... пригласит на свой день рождения и пр.”

- социальные, предлагают сделать выбор для выполнения совместной общественной работы. (участвовать в Студвесне, СНО и пр.)

Критерии бывают положительные, когда нужно выделить партнера для совместной деятельности (с кем хотел бы...), отрицательные - сделать выбор с кем не хотел бы...

Требования к формулировке соиометрических критериев:

- четкий, ясный, однозначно понимаемый, как любой вопрос в анкете.

- должен касаться взаимоотношений между членами коллектива

- должен воспроизводить ситуацию выбора (или отклонения) партнера для совместной деятельности

- не должен ограничивать возможности выбора, но в рамках четко очерченных границ коллектива

- сам критерий (ситуация) должен быть конкретным, что было конкретное основание для выбора

- используемые критерии должны быть интересными, значимыми для коллектива


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: