ЭКСПЕРИМЕНТ– как метод сбора информации

Это разновидность углубленного аналитического исследования и одновременно сбора информации о факторах, воздействующий на интересующий объект или процесс. Обычно проводят в небольших группах. Цель - проверка гипотез.

Общая логика исследования:

- определяют цель эксперимента

- выделяют предмет эксперимента,

- определяют контрольные и нейтральные признаки

- - формулируют гипотезы

- выбирают индикаторы и способы контроля протекания эксперимента, методы фиксации его результатов

- определяют условия экспериментальной ситуации

- формируют экспериментальную (и если нужно контрольную) группу,

- создают эту ситуацию, вводят экспериментальный фактор и отслеживают произошедшие в группе изменения интересующих характеристик. Эти характеристики называют контрольными. Характеристики “не участвующие” в эксперименте называют нейтральными. Они могут изменяться (переменные) или не изменяться (постоянные) в ходе эксперимента, главное чтобы изменение в них не отражалось на контрольных характеристиках.

По характеру экспериментальной ситуации различают:

- полевые эксперименты (наблюдаемые группы находятся в естественных услових, могут быть осведомлены или не осведомлены о том, что участвуют в эксперименте)

- лабораторные (в искусственно созданных условиях, когда влияние посторонних факторов ограничено).

- лабораторно-полевые

По логической структуре доказательства гипотез:

- линейные (анализируется состояние одной и той же группы до и после ведения эксп. фактора) Методы отбора людей в эти группы: структурная идентификация (создают микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам) или случайная вероятностная выборка (для больших групп).

- параллельные (когда для сравнения результатов создают контрольную группу, по все характеристикам похожую на экспериментальную, находящуюся в аналогичных с экспериментальной группой условиях - но без этого экспериментального фактора.)

Как уже отмечалось, эксперименты в социологии применяют довольно редко. Причина в том, полученные в лабораторных условиях результаты не всегда адекватны тем, что получаются в естественных, а при получении результатов в естественных условиях трудно быть уверенным, что “сработали” именно экспериментальные факторы, а не какие-то другие.

Контрольные вопросы

Что такое эксперимент, как метод получения информации?

2. Виды экспериментов?

3. Общая логика проведения эксперимента?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: