Это разновидность углубленного аналитического исследования и одновременно сбора информации о факторах, воздействующий на интересующий объект или процесс. Обычно проводят в небольших группах. Цель - проверка гипотез.
Общая логика исследования:
- определяют цель эксперимента
- выделяют предмет эксперимента,
- определяют контрольные и нейтральные признаки
- - формулируют гипотезы
- выбирают индикаторы и способы контроля протекания эксперимента, методы фиксации его результатов
- определяют условия экспериментальной ситуации
- формируют экспериментальную (и если нужно контрольную) группу,
- создают эту ситуацию, вводят экспериментальный фактор и отслеживают произошедшие в группе изменения интересующих характеристик. Эти характеристики называют контрольными. Характеристики “не участвующие” в эксперименте называют нейтральными. Они могут изменяться (переменные) или не изменяться (постоянные) в ходе эксперимента, главное чтобы изменение в них не отражалось на контрольных характеристиках.
|
|
По характеру экспериментальной ситуации различают:
- полевые эксперименты (наблюдаемые группы находятся в естественных услових, могут быть осведомлены или не осведомлены о том, что участвуют в эксперименте)
- лабораторные (в искусственно созданных условиях, когда влияние посторонних факторов ограничено).
- лабораторно-полевые
По логической структуре доказательства гипотез:
- линейные (анализируется состояние одной и той же группы до и после ведения эксп. фактора) Методы отбора людей в эти группы: структурная идентификация (создают микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам) или случайная вероятностная выборка (для больших групп).
- параллельные (когда для сравнения результатов создают контрольную группу, по все характеристикам похожую на экспериментальную, находящуюся в аналогичных с экспериментальной группой условиях - но без этого экспериментального фактора.)
Как уже отмечалось, эксперименты в социологии применяют довольно редко. Причина в том, полученные в лабораторных условиях результаты не всегда адекватны тем, что получаются в естественных, а при получении результатов в естественных условиях трудно быть уверенным, что “сработали” именно экспериментальные факторы, а не какие-то другие.
Контрольные вопросы
Что такое эксперимент, как метод получения информации?
2. Виды экспериментов?
3. Общая логика проведения эксперимента?