Проведение фокус-группы

Дискуссию ведут модератор (руководитель дискуссии - сам исследователь или ведущий сотрудник исследовательского коллектива) и, обычно, два его помощника. Участникам группы предлагают сесть “за круглый стол”. На столе может быть легкое угощение: чай, печенье. Модератор объясняет группе цели работы, правила работы и предполагаемую длительность, знакомит со своими помощниками, просит разрешения группы записать их дискуссию на видео.

На первом этапе создается непринужденная, приятная, располагающая к откровенному разговору обстановка, участников вводят в тему дискуссии;

На втором - задаются основные вопросы по содержанию. Здесь весьма внимательно отслеживается не только что человек сказал, но и как сказал (учитываются его мимика, жесты и пр.), как отреагировали другие, учитывается “чего не сказал” и т.п. Здесь искусно завязывается дискуссия, в пылу которой и предполагается получение нужной информации;

- на третьем этапе - “утихомириваются”, если нужно, страсти дискуссии, создаются условия, чтобы люди могли бы спокойно и с хорошим настроением выйти из дискуссии.

Сама дискуссия обычно длится от 40 мин. до 1,5 часов. Потом начинается скрупулезный анализ полученной информации.

Обычно по каждой теме проводят не менее 2-3х фокус-групп, чтобы убедиться, что получена исчерпывающая информация

Практика показывает исключительно высокую эффективность этого метода, (в частности, в маркетинговых, политических исследованиях) позволяющего, при высоком мастерстве ведущих, очень быстро получать детальную качественную информацию об интересующем предмете.

Контрольные вопросы

1. Что такое интервьюирование?

2. Когда применяют интервьюирование, сильные и слабые стороны этого метода сбора информации?

3. Виды интервью?

4. Структура и правила составления интервью?

5. Виды вопросов в интервью?

6. Что такое фокусированное интервью? Для чего оно применимо?

7. Правила проведения фокус-группы?

НАБЛЮДЕНИЕ– как метод сбора информации

Это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц поведения), значимых для целей исследования.

Назначение социологического наблюдения, как и всех других методов получения информации - сбор объективной информации об объекте.

Уникальность этого метода в том, что он дает возможность наблюдать действительные действия людей, а не их мнения о том, как они поступят или поступали в той или иной ситуации. С другой стороны, специфические проблемы этого метода в том, что когда люди знают о том, что за ними наблюдают, они не ведут себя естественно. Кроме того, сам наблюдатель может эмоционально увлечься наблюдаемой ситуацией и может стать не объективным при регистрации элементов поведения людей.

Поэтому при подготовке к социологическому наблюдению необходимо выполнять весь операций, как, например, при анкетировании. То есть нужно четко формулировать объект, предмет, цели и задачи наблюдения, характер наблюдаемой ситуации, вид наблюдения, способ регистрации действий наблюдаемого объекта, способ обработки и интерпретации полученных данных и пр.

Область применения наблюдения: на начальной стадии исследования при изучении ситуации, для выдвижения гипотез, или в конце исследования для объяснения полученных результатов и коррекции выводов.

Объект наблюдения: отдельные индивиды, группы, их состояние.

Предмет: признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта.

Инструментарий наблюдения: карточка, дневник, протокол.

Проверка надежности инструментария проводится с помощью коэффициентов согласия наблюдателей (результаты наблюдения нескольких наблюдателей одной ситуации должны совпадать), коэффициентов устойчивости (результаты должны совпадать при наблюдении аналогичных ситуаций), коэффициент надежности наблюдения (произведение первых двух коэффициентов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: