Дискуссию ведут модератор (руководитель дискуссии - сам исследователь или ведущий сотрудник исследовательского коллектива) и, обычно, два его помощника. Участникам группы предлагают сесть “за круглый стол”. На столе может быть легкое угощение: чай, печенье. Модератор объясняет группе цели работы, правила работы и предполагаемую длительность, знакомит со своими помощниками, просит разрешения группы записать их дискуссию на видео.
На первом этапе создается непринужденная, приятная, располагающая к откровенному разговору обстановка, участников вводят в тему дискуссии;
На втором - задаются основные вопросы по содержанию. Здесь весьма внимательно отслеживается не только что человек сказал, но и как сказал (учитываются его мимика, жесты и пр.), как отреагировали другие, учитывается “чего не сказал” и т.п. Здесь искусно завязывается дискуссия, в пылу которой и предполагается получение нужной информации;
- на третьем этапе - “утихомириваются”, если нужно, страсти дискуссии, создаются условия, чтобы люди могли бы спокойно и с хорошим настроением выйти из дискуссии.
|
|
Сама дискуссия обычно длится от 40 мин. до 1,5 часов. Потом начинается скрупулезный анализ полученной информации.
Обычно по каждой теме проводят не менее 2-3х фокус-групп, чтобы убедиться, что получена исчерпывающая информация
Практика показывает исключительно высокую эффективность этого метода, (в частности, в маркетинговых, политических исследованиях) позволяющего, при высоком мастерстве ведущих, очень быстро получать детальную качественную информацию об интересующем предмете.
Контрольные вопросы
1. Что такое интервьюирование?
2. Когда применяют интервьюирование, сильные и слабые стороны этого метода сбора информации?
3. Виды интервью?
4. Структура и правила составления интервью?
5. Виды вопросов в интервью?
6. Что такое фокусированное интервью? Для чего оно применимо?
7. Правила проведения фокус-группы?
НАБЛЮДЕНИЕ– как метод сбора информации
Это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц поведения), значимых для целей исследования.
Назначение социологического наблюдения, как и всех других методов получения информации - сбор объективной информации об объекте.
Уникальность этого метода в том, что он дает возможность наблюдать действительные действия людей, а не их мнения о том, как они поступят или поступали в той или иной ситуации. С другой стороны, специфические проблемы этого метода в том, что когда люди знают о том, что за ними наблюдают, они не ведут себя естественно. Кроме того, сам наблюдатель может эмоционально увлечься наблюдаемой ситуацией и может стать не объективным при регистрации элементов поведения людей.
|
|
Поэтому при подготовке к социологическому наблюдению необходимо выполнять весь операций, как, например, при анкетировании. То есть нужно четко формулировать объект, предмет, цели и задачи наблюдения, характер наблюдаемой ситуации, вид наблюдения, способ регистрации действий наблюдаемого объекта, способ обработки и интерпретации полученных данных и пр.
Область применения наблюдения: на начальной стадии исследования при изучении ситуации, для выдвижения гипотез, или в конце исследования для объяснения полученных результатов и коррекции выводов.
Объект наблюдения: отдельные индивиды, группы, их состояние.
Предмет: признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта.
Инструментарий наблюдения: карточка, дневник, протокол.
Проверка надежности инструментария проводится с помощью коэффициентов согласия наблюдателей (результаты наблюдения нескольких наблюдателей одной ситуации должны совпадать), коэффициентов устойчивости (результаты должны совпадать при наблюдении аналогичных ситуаций), коэффициент надежности наблюдения (произведение первых двух коэффициентов).