Требования к проведению социометрических опросов

- проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности,

- численность 3-9 чел.,

- границы коллектива, из кого можно выбирать, четко определены

- опрос проводится посторонним для коллектива лицом с гарантиями сохранения анонимности;

- каждый делает выбор самостоятельно, не советуясь с др.

Социометрическую карточку, как инструмент опроса, обычно делают ввиде таблицы - матрицы, где есть список группы, и критерии выбора. Респонденту нужно поставить крестик или галочку против фамилий тех, кого он выбрал или отвергает.

Иногда в карточке указывают лишь критерии и респондент должен сам вписать фамилии, кого выбирает или отвергает в пустующие строчки. (Требуется большая заинтересованность респондента, нужно думать, удерживать список в активном сознании, можно кого-то забыть и пр.)

Обработка и анализ результатов сводятся к построению социоматриц и расчету социометрических индексов. Социоматрица- сведенная в таблицу матрица связей, с помощью которой и анализируются внутриколлективные отношения.

Социограмма -графическое изображение связей внутри коллектива. На них хорошо видны: лидеры и отверженные, группировки, ядра группы, симпатии и антипатии. Видны неформальные лидеры, ясно в каких ситуациях они будут лидировать, а в каких нет. Социограммы делают круговые (члены группы по окружности, внутри - выборы и отклонения), концентрические (в центре лица с высоким социометрическим статусов, далее с меньшим), локограммы (социосвязи накладывают на план пространственного расположения рабочих мест).

Таким же методом можно составлять формалогаммы (кому отдаете отчетность, от кого получаете документы или распоряжения, перед кем отчитываетесь, кто еще отдает в этот адрес отчет и пр.) и неформалограммы (с кем связаны по работе безотносительно к их положению в организации). Коммуникограммы -как воспринимается система связей в кол-ве, можно увидеть, где нарушены контакты и пр. Проблемограммы -специальные социограммы, представляющие структуру отношений при выполнении различных производственных процедур. (принятия решения, обмена информацией и пр.)

Сравнение формало и неформалорамм, коммуникограмм с организационными схемами (как предполагается и как на самом деле) может показать проблемные и конфликтные области в организации коллектива. (Например на технологическую цепочку производственных подразделений накладывают систему неформальных отношений. Становится видно где и почему рвутся связи, кого куда лучше перевести и пр.)

С помощью различных социометрических индексов можно вычислять сплоченность, связанность (соотношение взаимных и односторонних выборов), интеграцию (доля лиц не получивших выборов) и др. Однако, нужно очень осторожно относиться к интерпретации результатов, чтобы математика не заслоняла смысл и значимость полученных значений. Не поддаваться иллюзии точного объективного знания.

Контрольные вопросы

1. Что такое социометрия? Для чего ее применяют?

2. Что такое социометрический критерий, какие они бывают?

3. Что такое социоматрица, социограмма, формалограмма, коммуникограмма?

Литература

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М: “Добросвет” 1998.

Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Т 1,2.М. 1995.

Кашина М.А. Социологическое исследование: программа и методы. Конспект лекций. СЗАГС. 1997.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург. Изд-во Уральск. ун-та. 1998.

Журавлев Г.Т. Прикладная социология. Уч.-практич. пособие. М.: МЭСИ, 1998.

Силласте Г.Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. Уч. пособие. М.:ФА. 1999.

Шинкун А.И. Социологический практикум. Уч. пособие. Минск, «Амалфея», 2000.

Кравченко А.И Социология для экономистов. М.: ЮНИТИ 2001.

Вся указанная литература имеется в библиотеке КФСЗАГС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: