Введение. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов

По учебной дисциплине

«Педагогическая антропология»

Методические рекомендации для студентов

Выпуск 3

«Психология личности»

Оглавление

Введение. 4

Содержание курса «Психология» (Раздел «Психология личности») с указанием заданий для самостоятельной работы студентов и вопросов для самоконтроля 8

Тест для самопроверки по разделу «Психология личности». 17

Ответы к тесту для самопроверки. 21


ВВЕДЕНИЕ

Человек – наиболее сложное явление из всего существующего в мире. Философия, религия, искусство и различные специальные науки строят свое видение человека, определяя его сущность, предназначение и пути развития. Но при этом создание целостного образа человека, особенно в науке, является проблемой. Однако познание человека необходимо и с теоретической, и с практической точки зрения, так как в этом нуждается любая профессия, осуществляемая в системе Человек – Человек, в частности, профессиональная деятельность педагога.

С целью создания целостного описания человека и его психической организации Б.Г.Ананьевым предложена классическая тетрада понятий: «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность». Это базовые категории психологии.

Понятие «индивидуальность» в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни психической организации. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность социально приобретаемых свойств) и субъекта деятельности (совокупность свойств, характеризующих человека как носителя активности).

Таким образом, человек как индивид – это существо природное, телесное, представитель вида. Он предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в его темпераменте и задатках способностей. Человек как субъект – носитель активности, который способен быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как личность – это продукт социализации, система социально значимых качеств.

Индивидом человек рождается, но лишь в человеческом обществе он способен стать личностью. По мнению А.Н.Леонтьева, «…личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека». В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие. Но при этом человек система и открытая внешнему миру, и закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность личности является в значительной мере автономной.

Личность имеет многоуровневую организацию, что нашло отражение в некоторых структурных теориях личности. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – это ее направленность. Направленность представляет собой целостный комплекс мотивов поведения. Она характеризуется прежде всего иерархичностью, наличием доминирующих мотивов, определяющих основные векторы активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, самому себе; преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на самого себя). По мнению С.Л.Рубинштейна, направленность можно рассматривать как динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность человека.

Основная форма развития личности – жизненный путь, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события.

Жизненный путь личности имеет два взаимосвязанных измерения: вертикальное (изменение места человека в социуме, социального статуса и ролей…) и горизонтальное (временное измерение как определенная, регламентированная обществом, смена стадий личностного развития – детство, юность, взрослость). Общество задает определенную логику смены видов деятельности, ролей и статусов человека, но от самой личности зависят ее достижения и реализация жизненного пути. О полноценной реализации личности можно говорить лишь тогда, когда то, к чему стремится человек, подкрепляется его потенциями, и у человека есть воля реализовать это соединение и найти свое место в жизни, даже если реальная ситуация препятствует этому.

Таким образом, в структуре личности (по С.Л.Рубинштейну) можно выделить три подструктуры:

1. отношения и направленность как основные тенденции личности – это то, чего человек хочет;

2. способности как человеческие возможности и потенции – это то, что человек может;

3. характер как доминирующие и устойчивые тенденции использования, реализации и расширения возможностей – это то, что человек есть.

Это не единственная структурная теория личности, существует большое количество подходов к изучению личности и определению ее структуры в отечественной и зарубежной психологии.

Например, теория личности К.К.Платонова описывает структуру личности несколько по-другому.

Иерархическая структура личности

Краткое название подструктуры личности К данной подструктуре относятся: Соотношение биологического и социального Чем формируется
Направленности Убеждения, мировоззрение, интересы, цели, ценности, влечения, ьстремления, желания Социальный уровень (биологического почти нет) воспитанием
Опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень: (значительно больше социального, чем биологического обучением
Форм отражения Особенности познавательных процессов, эмоций и воли Биосоциальный уровень: биологического больше, чем социального) упражнением, тренировкой
Биопсихических свойств Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства психики Биологический уровень (социальное практически отсутствует) -

Все уровни иерархии, по мнению К.Платонова, пронизываются двумя интегрирующими подструктурами: характером и способностями личности, в которых есть и биологическая основа (у характера – темперамент как психодинамическая основа, у способностей – их задатки), но в основном они определяются социальным развитием.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. Особенности и уровни его развития можно, с одной стороны, постоянно отслеживать, а, с другой стороны, активно влиять на процесс развития при обучении и воспитании.

Движущимися силами психического развития личности являются противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и старыми умениями и навыками.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступает окружающая среда и общество, в котором развивается человек. Внутренние факторы – это биогенетические и физиологические особенности человека, его психики.

Предпосылки психического развития личности - это внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень психического развития. Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания. К внутренним предпосылкам можно отнести активность и желания, а также мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования.

Для развития личности характерно следующее:

- стадиальность развития: человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых характерны свои особенности и на каждом из которых действуют свои законы;

- неравномерность развития: в зависимости от индивидуальных особенностей (в частности, психофизиологических) один человек может развиваться быстрее, другой медленнее. Различные свойства личности также развиваются неравномерно: способности быстрее, чем направленность; интеллектуальная сфера быстрее, чем нравственная и т.д.

- целостность развития: развитие личности зависит от всего комплекса влияний в процессе развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостает других, трудно говорить о нормальном развитии личности. Кроме того, личность – целостное психическое образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях и развиваются тоже как единое целое.

- компенсация в развитии: несмотря на возможность существования у человека определенных генетических и психофизиологических недостатков и особенностей, в ходе развития при мобилизации организма и волевых усилиях человек способен достигать хотя и более позднего, но полного индивидуального совершенствования.

Личность, адаптированная к условиям своего социального бытия, находящаяся в пределах психической нормы, в критических ситуациях сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностям. Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой механизмов психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей, сублимацией и пр.). Нормой для такой личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самосовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов. В отношениях с другими людьми устанавливаются доброжелательные отношения, проявляется чуткость к их потребностям и интересам.

В построении жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции поведения. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и проявить оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно проявляет высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны и не лишена чувства юмора.

Содержание раздела, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы студента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: