double arrow

Тема 7. Мотивационно-потребностная сфера личности

3

Потребности человека, их функции и свойства. Сущность «пирамиды потребностей» А.Маслоу. Виды потребностей человека.

Мотив как предмет потребности. Функции и основные виды мотивов. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Притягательные и побудительные формы мотивов: интересы, мечты, идеалы, убеждения и установки, влечения и желания.

Список рекомендуемой литературы:

1.Немов Р.С.Психология. В 3 кн.- Кн.1.- М.:Владос, 1994; 2000; 2005.(осн.)

2. Психология: Учебник/ В.М.Аллахвердов, С.В.Богданова и др.- М.: Проспект, 2004.

3. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев Психология человека.- М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995.

4.Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 1997.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1, Каковы механизмы регуляции поведения человека?

2. Что такое потребность?

3. Какие потребности существуют у современного человека?

4. Что такое мотивация поведения?

5. Какова структура мотивационной сферы личности?

Задания для самостоятельной работы:

1. Конспектирование: Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности»: стр. 487- 496.

2. Нарисуйте «пирамиду потребностей», обозначив все ее компоненты.

3.Оцените иерархическую теорию мотивации Маслоу. Имеет ли смысл его точка зрения на мотивацию поведения в ключе понимания вашего собственного поведения и поведения других людей? Приведите соответствующие примеры.

4. Создайте схему «Основные виды мотивов».

5. Мотивы человека образуют иерархическую систему, которой определяется масштаб и характер личности человека. Попробуйте описать мотивационную сферу и ведущий мотив перечисленных литературных и исторических персонажей.

Акакий Акакиевич (Н.В.Гоголь); Плюшкин (Н.В.Гоголь); доктор Альберт Швейцер; мать Тереза; Галилео Галилей; Петр Первый, рыцари Круглого стола.

Вопросы для размышления:

1. Потребность буквально означает «по требованию». Но по требованию кого или чего? Поразмышляйте в связи с этим над следующим утверждением: «Наши аппетиты, как и наши насущные потребности, ограничены. Но в отношении чего? Только в отношении к тем предметам, которые существуют. Ведь не могут же люди пресытиться чем-то заранее. Значит, мы будем изобретать потребности, вот и все! Разве наши предки в прошлые века могли испытывать потребность в телевизоре или телефоне? Они великолепно обходились без них. Но стоило их изобрести, и мы все оказались в их власти».

2. Как вы считаете, чем обычно могут мотивировать отказ от учебной деятельности школьник младщего, среднего, старшего классов, студент? Одинаковой ли у них будет мотивировка отказа?

Основные понятия темы: Потребность. Мотив. Мотивация.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: