Для пояснения определений маркетинга рассмотрим следующие понятия: нужда, потребность, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Нужда – чувство ожидаемой человеком нехватки чего-либо. Нужда бывает физиологическая (пища, одежда, тепло и безопасность), социальная (нужда в духовной близости, влиянии, привязанности), личная (нужда в знании, самовыражении).
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью потребителя (ограниченная его финансовыми возможностями).
Человеческие нужды, потребности и запрос наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения.
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду.
|
|
Идеальный товар – тот, который полностью удовлетворяет потребности. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности (знаменитость, политический кандидат), места (жилье, места отдыха), организации, виды деятельности и идеи (борьба с курением, алкоголизмом и т.д.).
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с целью предложения чего-либо взамен. Обмен – один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получить желаемый объект. Например, получить еду можно следующими способами: самообеспечить себя (с помощью охоты, рыбной ловли, сбора плодов); украсть, т.е. отнять; выпросить, т.е. попрошайничать; предложить за еду деньги, товар, услугу, т.е. обмен.
Обмен – основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:
- сторон должно быть как минимум две;
- каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны;
- каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара;
- каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны;
- каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Если обмен – основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Она предполагает наличие нескольких условий:
|
|
- по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов;
- согласованных условий ее осуществления;
- согласованного времени совершения;
- согласованного места проведения.
Сделку следует отличать от простой передачи. Передачи касаются подарков, субсидий, благотворительных акций.
Понятие «сделка» непосредственно подводит к понятию «рынок». В развитом обществе рынок – это не обязательно какое-то физическое лицо, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. Фирма может дать рекламу по телевизору, заявку на товар получить по телефону и выслать этот товар почтой потребителю.
Рынок является многогранным понятием. Существует несколько основных подходов к его определению.
Во-первых, рынок рассматривается как способ организации общественного производства, поведения хозяйствующих субъектов, мышления.
Во-вторых, рынок рассматривается как механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров в данное время и в определенном месте.
В-третьих, рынок рассматривается как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.