Виды маркетинга. В зависимости от цели той или иной деятельности различают коммерческий и некоммерческий маркетинг

В зависимости от цели той или иной деятельности различают коммерческий и некоммерческий маркетинг. Коммерческий маркетинг осуществляется с целью получения прибыли. Поэтому его часто называют маркетингом прибыльных организаций. Маркетинг неприбыльных организаций (органы государственного управления, общественные, политические организации) определяется как некоммерческий.

Основные виды коммерческого маркетинга наиболее полно охарактеризовал немецкий профессор Х.Мефферт. В соответствии с предложенной им классификацией в зависимости от сферы применения выделяются потребительский, промышленный, инвестиционный маркетинг, а также маркетинг услуг.

По территориальному охвату рынка различают маркетинг национальный (применяемый в пределах национальных границ одной страны) и международный (осуществляемый за пределами национальных границ страны). Все большая интернационализация рынков ведет к развитию глобального маркетинга. Лежащий в его основе принцип «мыслить глобально, действовать локально» предполагает способность предприятий создавать стандартизированные товары, адаптируемые к условиям национальных рынков.

В зависимости от объекта различают:

- маркетинг товаров и услуг, объектами которого выступают определенные виды товаров и услуг, а также деятельность предприятий различной специализации; в этой связи можно отметить маркетинг потребительских товаров, маркетинг товаров производственного назначения банковский маркетинг страховой маркетинг, маркетинг в туризме и т.д.

- маркетинг территорий, где объектами могут выступать зоны хозяйственной деятельности (земельные участки, производственные площади и т.п.), места отдыха, а также экономические территории (города, регионы, страны); он осуществляется с целью создания и поддержания, во-первых, престижа территории в целом, а, во-вторых, привлекательного образа природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов и возможностей для их реализации и воспроизводства;

- маркетинг организаций, объектами которого являются группы фирм, предприятия, общественные организации, политические партии и т.д., осуществляющие маркетинговую деятельность с целью создания и поддержания своего благоприятного имиджа;

- персональный маркетинг, объект которого – отдельная личность; этот вид маркетинга в целях повышения своей популярности и расширения бизнеса используют политические деятели, артисты, врачи, спортсмены, адвокаты, бизнесмены и т.д.;

- маркетинг идей, где объектом является какое – либо нововведение (изобретение, проект, программа, ноу-хау).

Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей.

Спрос – это платежеспособная потребность в товаре, появляющаяся при наличии у потенциального покупателя свободных денежных средств и возникшего желания приобрести его.

В зависимости от состояния спроса происходит изменение задач маркетинга (таблица 1.2).

Таблица 1.2 – Задачи маркетинга в зависимости от спроса

Состояние спроса Задача маркетинга Вид маркетинга
1.Отрицательный Создать спрос Конверсионный
2.Отсутствие спроса Стимулировать спрос Стимулирующий
3. Скрытый спрос Развивать спрос Развивающийся
4. Падающий спрос Повысить спрос Ремаркетинг
5. Нерегулярный спрос Сбалансировать спрос Синхромаркетинг
6. Полноценный спрос Поддерживать спрос Поддерживающий
7. Чрезмерный спрос Снизить спрос Демаркетинг
8.Нерациональный спрос Ликвидировать спрос Противодействующий

1. Отрицательный спрос (негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков).

Конверсионный маркетинг – маркетинг при негативном спросе, т.е. когда все или большинство сегментов отвергают данный товар или услугу (применяют табачные фирмы, когда активность органов здравоохранения и общественности приводит к резкому сокращению лиц, употребляющих табачные изделия).

2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему (студенты не заинтересованы в изучении иностранного языка).

Задача маркетинга – отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека (резкое снижение цен, усиление рекламных компаний). Этому виду спроса соответствует стимулирующий вид маркетинга.

3. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг (спрос на безопасные жилые микрорайоны, экономичные автомобили, безвредные сигареты).

Развивающийся маркетинг – применим, когда процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый является главной задачей.

4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация сталкивается с падением спроса на одно или несколько своих товаров. Эта ситуация характерна для всех видов товаров и любого периода времени в зависимости от фазы жизненного цикла товаров. Данному виду спроса соответствует ремаркетинг.

5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной основе (большая часть общественного транспорта не загружена днем).

Задача маркетинга – найти способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.

Синхромаркетинг ориентирован на условия, когда спрос значительно превышает производственные мощности, или наоборот, объем производства данного товара оказывается больше потребности рынка.

6. Полноценныйспрос. Организация удовлетворена своим торговым оборотом.

Задача маркетинга – поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Этому виду спроса соответствует поддерживающий маркетинг.

7. Чрезмерный спрос. Задача маркетинга – найти способы временного или постоянного снижения спроса. Демаркетинг используется по престижным, наиболее популярным товарам и услугам или в период развертывания производства. Для уменьшения спроса могут применяться такие приемы, как повышение цен на товары или услуги, отказ от рекламы и стимулирования продаж.

8. Нерациональный спрос. Речь идет о противодействии спросу на товары, вредные для здоровья. Это требует целенаправленных усилий (кампании против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотиков). Задача маркетинга – убедить потребителей чего-то отказаться от своих привычек, ограничивая доступность товара, резко поднимая цены. Вид маркетинга – противодействующий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: