Круг психических явлений изучаемых психологией

Психика проявляется у человека в следующих блоках психи­ческих явлений.

Первый блок —психические процессы — это элементарные пси­хические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластич­ный, непрерывный, никогда изначально полностью незаданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные продукты или результаты (например, по­нятия, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.). Психи­ческие процессы всегда включены в более сложные виды психи­ческой деятельности.

Второй блок представляет собой психические состояния, кото­рые более продолжительны по сравнению с психическими про­цессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленнос­ти, работоспособности или усталости, раздражительности, рас­сеянности, хорошего или плохого настроения.

Третий блок — это психические свойства личности. Они прису­щи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темперамент, харак­тер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.

Некоторые психологи выделяют и четвертый блок психичес­ких явлений человека — психические образования, т.е. то, что ста­новится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это — приобретенные знания, умения, навыки, при­вычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведе­ние человека выделяются только для целей изучения, в действи­тельности же все они выступают как единое целое и взаимно пе­реходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чер­той характера. Состояния бодрости и активности обостряют вни­мание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рас­сеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преж­девременную усталость.

Изучая психику и поведение человека, ученые ищут их объяс­нение, с одной стороны, в биологической организации, в уст­ройстве и функционировании организма, а с другой — во внеш­ней социальной среде. Предметом исследований психологов в пер­вом случае становится развитие психики в зависимости от при­родных законов работы человеческого организма; во втором слу­чае исследуется зависимость психики и поведения человека от его места в обществе, той социальной роли, которую он выполняет, вида его деятельности, разнообразных отношений с окружающи­ми его людьми. Таким образом, кроме индивидуального поведе­ния, психологи изучают межличностные отношения людей.

Категории психологии отражают психическую реальность в ее самобытных характеристиках и являются основанием, своеобраз­ным стержнем всей современной психологии. Последняя ныне выступает в виде огромного древа с многочисленными ответвлениям: социальной, возрастной, дифференциальной психологи­ей, зоопсихологией, исторической, инженерной, медицинской, юридической, политической, педагогической, авиационной и космической, психологией, психологией труда, спорта, науки и многого другого.

Следовательно, предметом психологии, под которым понима­ется система понятий, объясняющих закономерности психики как формы психического отражения действительности, являются соб­ственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологичес­ких наук и их отраслей, хотя в каждом из них он уточняется.

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатлённые в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы (А.В. Петровский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: