double arrow

Структура личности по К.К.Платонову


В отечественной психологии распространена другая концепция личности (К.К. Платонов). По Платонову, «личность – конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». Платонов, анализируя структуру личности, учитывает, что человек является биосоциальным существом, на развитие человека как личности оказывают влияние не только среда, но и биологическая структура, с которой он приходит в нее.

На основе критерия соотношения социального и биологического в качестве личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры: 1-ая – направленность личности; 2-ая – опыт; 3-я – индивидуальные особенности психических процессов; 4-я – включает биопсихические свойства. Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывает все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком-то конкретном виде деятельности (тогда речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности).

1-я подструктура личности, названная «направленностью личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как её моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломлённое общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

2-я подструктура личности, названая «опыт», объединяет знания, умения и привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3-я подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4-я подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и патологические, так называемые органические изменения. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяются основными свойствами нервной системы.

Особенностями отдельных свойств этих четырёх иерархических подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются ещё две подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырёх основных иерархических подструктур.

Для самого человека, субъективно, личность – это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даём себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя.

Итак, в этой структуре автор выделяет 4 подструктуры личности. Критериями выделениями данных подструктур являются:

· соотношение биологического и социального, врожденного и приобретенного;

Название подструктур Элементы, входящие в подструктуры Соотношение социального и биологического в подструктурах личности Специфические способы формирова-ния подструк-тур
Направленность личности Убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения Биологического очень мало (они не имеют врожденных задатков) Рассматривается на социально-психологическом уровне. Воспитание
Опыт личности Знания, умения, навыки, привычки Значительно больше социального (заметно влияние биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности). Психолого-педагогический уровень. Обучение
Индивидуальные особенности психических процессов или функций Память, эмоции, ощущение, мышление, восприятие, чувства, воля Чаще больше социально, чем биологического. Изучается на индивидуально-психологическом уровне. Упражнения
Биопсихические свойства личности Половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент) Социального очень мало (эти свойства больше зависят от физиологических особенностей мозга) Изучается на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне) Тренировка

Таким образом, по мнению К.К.Платонова, в эти подструктуры м.б. уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к данной подструктуре (убежденность, заинтересованность – 1 подструктура; начитанность и умелость – 2; решительность и сообразительность – 3; истощаемость и возбудимость – 4) Другие лежат на пересечении подструктур (музыкальность – 3.4)

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. В истории психологии сформировались три концепции развития личности.

· Биогенетическая концепция утверждает, что развитие наследственно и самопроизвольно. Предрасположенность к преступности, к успехам в управленческой деятельности, к несчастным случаям и «везению» – все это от природы, все заранее запрограммировано. Человек лишен собственной активности.

· Концепция конвергенции утверждает, что человек – это результат механического взаимодействия среды и наследственности.

· Социогенетическая концепция утверждает, что человек – это слепок среды, к которой он пассивно приспосабливается.

· Диалектико-материалистическая концепция утверждает, что развитие личности происходит через разрешение противоречий между непрерывно изменяющимися потребностями человека и его возможностями удовлетворить их. Это противоречие является движущей силой психического развития.

Факторы психического развития личности – это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле слова. Внешними факторами выступает среда: природа и общество (в широком и узком смысле слова). Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень его психического развития. Внешние предпосылки – особенности обучения и воспитания. Внутренние – активность и желание, мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности. Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, а только с помощью других.

На определенном этап развития психики у человека возникает самосознание.

САМОСОЗНАНИЕвысший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.

Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией, хотя иногда последнюю представляют как результат самосознания. Формируемый самосознание образ Я не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» имеет место не столько самоописание, сколько самоопределение, которое связано с ответами на такие вопросы, как: «Кто я? Чего я хочу? Каковы мои возможности?».

Самосознание выполняет важные функции в жизни человека:

- функция самопознания - главная функция самосознания заключается в том, чтобы сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле;

- функция самоопределения - для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), оставаться самим собой в любых ситуациях;

- защитная функция благодаря осознанию совей индивидуальности возникает стремление защитить ее от угрозы разрушения, поддержать себя в трудных состояниях;

- функция самосовершенствования – осознание своих сильных и слабых сторон помогает человеку строить программу собственного совершенствования.

В развитии самосознания В. С. Мерлин выделяет ряд этапов:

· осознание отличия себя от остального мира;

· осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

· осознание своих психических свойств;

· формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения.

Зарубежный исследователь Р. Бернc выделяет в Я-концепции три составляющие: образ-Я, самооценку и потенциальную поведенческую реакцию.

Исходя из этого, структура самосознанияможет быть представлена следующими компонентами:

· когнитивный компонент - образ Я - представления человека о себе, о своих способностях, качествах личности, внешности, отношениях с окружающими и т. д.;

· эмоционально-оценочный компонент отношение человека к себе в целом, к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. д. Этот компонент выражается в чувствах собственного достоинства или недостоинства, в самоуважении или самоуничижении, самокритичности или самовосхваления;

· поведенческий компонент выражает представления человека о способности к саморегуляции, самоуправлению и самоконтролю. В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справиться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе. Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает возможность саморазвития, творения себя.

Самосознание формируется в результате общения с другими людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия с тем или иным человеком, с той или иной группой возникают такие образования самосознания как профессиональное самосознание, национальное самосознание, религиозное самосознание.


Сейчас читают про: