double arrow

IV. Социальная концепция общественных зданий. Эволюция типов и их классификация

Определяя социальную концепцию общественных зданий, Шибанова обнаруживает сложное диалектическое противоречие. С одной стороны, общественные здания как будто бы не входят в число зданий в которых удовлетворяются самые насущные потребности человека. Но, с другой стороны, человек не может, подобно животному, только есть, пить и иметь укрытие. Человек должен иметь условия для воспитания, обучения детей и юношества, для собственного непрерывного образования, все усложняющейся научной деятельности, должен совершенствовать свой быт, чтобы иметь как можно больше свободного времени для учебы, полезного отдыха, условий для занятий спортом, удовлетворения своей любознательности и развития интеллекта, должен иметь места для общения с себе подобными, для политической и социальной деятельности, к которой привлекаются все более широкие слои населения, также необходимы специальные здания и сооружения.

Наконец, для той же экономии времени в условиях все возрастающей численности населения Земли и усиления межвселенных и международных связей необходимо развитие всех видов транспорта, а значит и различного типа транспортных зданий и сооружений, непосредственно обслуживающих население.

Наряду с этим, существует необходимость обеспечения свободы выбора, разнообразия, многовариативности видов и типов общественных зданий и сооружений [2,4].

Различные типы общественных зданий и сооружений развивались во времени как количественно, так и качественно. Одни из них имеют древние прототипы, другие возникли в более поздние времена, третьи появились в наше время. Можно ожидать и впредь рождения новых видов и типов общественных зданий.

Многие общественные здания, сохраняя свое назначение, а часто и название непрерывно преображались качественно и иногда становились совершенно непохожими или мало похожими на своих предшественников. Совершенно непохожи друг на друга современная школа и монастырь или медресе, при которых получали образование прежде. Большая разница между современным универсамом и зданием средневекового торговца с лавкой на первом этаже, жильем на втором и складом на третьем, но и то и другое — торговые здания. В то же время современный театр и цирк сохранили очень много общего со своими античными и средневековыми прототипами. В театре сцена, просцениум, ложи, ряды для зрительских мест, в цирке — арена, совершенно не изменившаяся со времен древнего Рима (арена для боя быков).

Количественное изменение — появление новых, небывалых ранее типов общественных зданий, таких, как кинотеатры с самыми разными способами проекции, вокзалы, аэропорты, универсальные залы со сложной звуко- и светоаппаратурой.

Необходимо отметить огромное количественное, а особенно качественное отставание системы и сети общественного обслуживания в СНГ от уровня, достигнутого в развитых капиталистических странах: США, Японии, ФРГ, Австралии и др. Это является следствием, с одной стороны, ставших известными теперь ошибок эпохи сталинизма и "застойного периода". С другой стороны, под влиянием конкуренции и активной деятельности профессиональных и других прогрессивных сил развитые капиталистические страны (иногда за счет неравноценного товарообмена со странами "третьего мира") добились за последние десятилетия высокого уровня жизни.

Как ни серьезны были ошибки в строительстве социализма в СССР, капиталистическое общество явно позаимствовало некоторые принципиальные условия социализма — плановое начало хозяйства, координация работы его различных отраслей и др.

Все это самым непосредственным образом сказалось на качественном и количественном развитии общественных зданий и сооружений всех типов, а также, что очень важно, — на уровне их инженерного оборудования и оснащения новейшей техникой, начиная от детских дошкольных учреждений, учебных зданий всех видов, зданий здравоохранения, спорта, отдыха и туризма зданий культурно-просветительских учреждений, бытового обслуживания и т.д.

Классифицировать типы общественных зданий довольно трудно: во-первых, в связи с их бесчисленным множеством, во-вторых, из-за применения разных критериев и признаков классификации и разных степеней дробления на виды и подвиды и т.д.

В классификацию включены наиболее массовые типы общественных зданий, которые делятся по наиболее широко распространенному и традиционному принципу их разделения — по назначению функции:

1) здания для образования, воспитания и подготовки кадров (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы и профтехучилища, техникумы, высшие учебные заведения);

2) здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

3) здания культурно-просветительных и зрелищных учреждений (клубы, дома и дворцы культуры, театры и концертные залы, кинотеатры, цирки, музеи и выставки и т.д.);

4) здания и сооружения для здравоохранения, отдыха и спорта (больницы, санатории, пансионаты, базы и дома отдыха, туристские учреждения, пионерские лагеря, здания и сооружения физкультурно-оздоровительные, спортивные);

5) здания и сооружения для транспорта, предназначенные непосредственно для обслуживания населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: