Социальное и биологическое

Личность - это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую инфор-мацию и оказывать воздействие на окружающий мир по соци-альным программам.

Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равен-ства между понятиями личность и человек, личность и инди-вид. Человек - существо биосоциальное. Преимущества и де-фекты его физической организации властно влияют на тече-ние его психических процессов. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Остался ли ин-дивид умственно неполноценным или стал почитаемым юро-дивым, т.е. своего рода исторической личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в структуре личности как социально обусловленные.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности явля-ются самосознание, ценностные социальные отношения, из-вестная автономность в отношении к обществу, ответствен-ность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рож-даются, а становятся.

На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца - подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно-сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой поло-вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома-тически не гарантирует того, что из человека получится вели-кая личность. Оказалось, что решающую роль играет соци-альная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и об-щество- часть природы. Тезис «общество - часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, а следова-тельно и общество происходит из природы; человек - суще-ство биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам при-роды; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь реаль-ный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отра-зить и подчеркнуть, что человек - это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в выс-шей форме своего проявления, а качественно новое, принци-пиальное, особое явление с присутствующими только ему со-циальными качествами и свойствами, вырастающими из взаи-модействия людей друг с другом.

Хотя человек произошел от животного, и никогда не ос-вободится полностью от свойств, присущих животному. Оп-ределяющим в его жизнедеятельности есть социальное, фор-мирование и функционирование которого обусловлено вклю-чённостью человека в систему общественных отношений. Че-ловек использует биологические качества не только для обес-печения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разго-варивать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерыв-ное единство биологических и социальных качеств показы-вает, что человек - существо биологическое и социальное.

В своей действительности сущность человека есть сово-купность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отно-шений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек - часть природы то он и существо биологическое.

Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биоло-гического и социального в человеке, или, говоря иначе, во-прос о природе человека. В философской литературе сложи-лись две позиции по этому вопросу. Согласно первому, при-рода человека всецело социальна. Согласно второму - она не только социальна, но и биологически нагружена.

Включенность человека только в два мира - в мир обще-ства и мир органической природы - порождает немало про-блем существования людей. Аристотель назвал человека по-литическим животным, подчёркивая наличие в человеке двух начал: животного и социального (политического). В формиро-вании способностей, чувств, поведения, действий человека играют роль и политическое и природное.

Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей, оценок отнюдь нельзя ни-велировать особенности отдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей, наделённых харак-тером, волей, способностями и страстями. Человек есть непо-средственно природное существо. Люди не властвуют над природой, а наоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: