Заключение. Человек - существо деятельное

Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе дея-тельности, человек приобретает личностные качества и стано-вится социальным субъектом.

Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двух-летнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещива-ния биологических и социальных факторов.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, лично-стью становятся. Определенное влияние на развитие и фор-мирование личности оказывает процесс становления соци-ального «Я».

Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Глав-ными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом за-вершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как про-цесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально - психологическом уровне становление социального «Я» происходит через инте-риоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в при-роде, а именно - общественные. Она расширяется через сово-купность общественных отношений, а, следовательно, дина-мический ансамбль людей, связанных взаимными узами. По-этому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отно-шений.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенство-вать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фунда-ментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в об-ществе и жизненный путь (судьбу), человек становится инди-видуальностью, обретает достоинство и свободу, которые по-зволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Используемая литература:

1. В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. - Харьков 1996 г.

2. Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. на-учных трудов. - Екатеринбург: Издательство Уральского уни-верситета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.

3. Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философский словарь, - М.:Просвещение. 1995 г.

4. А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1995 г.

5. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.

6. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.

7. Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1995.

8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: