double arrow

Формирование личности. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его раз-вития


Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его раз-вития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социаль-ного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекре-щивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но раз-ные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт соци-ально - исторического и онтогенетического развития чело-века.

А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность - это особое качество, приобретаемое ин-дивидом благодаря общественным отношениям.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической прак-тики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориен-тации. Главная сфера становления человека - его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия че-ловека, потому что именно в труде он в самой большой сте-пени выражает себя как общественный индивид. На формиро-вание личности оказывают влияние факторы трудовой дея-тельности, общественный характер труда, его предметное со-держание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, воз-можность для развертывания самостоятельности, инициа-тивы, творчества.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отно-шений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Формирование личности, то есть становление социаль-ного "Я" - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обу-чает "правилам жизни" другую.

Человек более универсален, его биологическая организа-ция позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних усло-вий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой ста-дии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.

Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него "жилище". Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физиче-ская крыша над головой, а социальное место в мире. Социа-лизация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь со-циализация-это начинающийся в младенчестве и заканчиваю-щийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.

У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы по-тому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве - это стадии одного процесса, а именно - осознания своего «Я».

Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки доз-воленного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предатель-ство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Раз-витая индивидуальность рождает пока ещё не развитую лич-ность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных границ. До глубокой старости чело-век меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила пове-дения. Процесс социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, общественное, становиться личностью.


Сейчас читают про: