double arrow

Хип хоп в России

1

Феномен Российской хип хоп культуры

Иванов Сергей

Тезисы

Не секрет, что хип хоп культура за последние 20 лет распространилась практически по всему миру. Россия не стала исключением в процессе глобализации, который сформировал современное культурное поле. История Российской хип хоп культуры началась в начале 80х годов 20 века, однако сейчас мы можем видеть, как проявления этой культурной формации широко распространились в больших городах.

И что действительно интересно: в то время как третье поколение членов хип хоп сообщества создают сегодня свою собственную историю «отцы основатели» по-прежнему остаются в субкультуре, пытаясь основать «хип хоп образование».

Актуальная проблема исследования заключается в поиске местоположения и смысловых основ хип хоп культуры в современном российском обществе, взятом в широком интернациональном контексте.

Каковы истинные ценности, цели и философия хип хоп сообщества? Что означает термин «Андеграунд хип хоп» по отношению к «мейнстриму»? Каковы основные способы инкультурации в этой формации и почему именно российскую молодежь привлекает это новое постмодернистское движение? Это одни из основных вопросов, которые должны быть изучены на академическом уровне.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что власти сейчас направляют свои усилия на поиск путей взаимодействия с молодежью. И в этом смысле хип хоп представляет уникальную возможность, являясь универсальным коммуникативным механизмом.

К сожалению, с академической точки зрения хип хоп зачастую не является объектом научного исследования, не смотря на то, что эта культурная формация предложила новую ветвь своего развития – «знание», которая может интерпретироваться, как внутреннее исследование. Как Africa Bambaataa определяет это понятие – это универсальная сумма текущих знаний человечества и в то же время центральный, объединяющий элемент хип хопа. В конечном счете, мы можем видеть рост интереса к такой деятельности в России, что может служить поводом для широкой дискуссии.

Ключевые слова:Российсктй хип хоп, культура, молодежь, рэп, брейкдэнс, граффити, ди-джеинг

Хип хоп в России

Не секрет, что хип хоп культура за последние 20 лет распространилась практически по всему миру. Россия не стала исключением в процессе глобализации, который сформировал современное культурное поле. История Российской хип хоп культуры началась в начале 80х годов 20 века, однако сейчас мы можем видеть, как проявления этой культурной формации широко распространились в больших городах.

И что действительно интересно: в то время как третье поколение членов хип хоп сообщества создают сегодня свою собственную историю «отцы основатели» по-прежнему остаются в субкультуре, пытаясь основать «хип хоп образование».

Мы знаем, что люди, участвующие в хип хоп сообществе действительно различаются в зависимости от возраста, пола, образования социального статуса и т.д. Одним важным моментом, который необходимо отметить это разность в поле значений транслируемых каждой художественной практикой хип хопа. Например, граффити присуще наличие своего сленга, моды и художественного видения. Также не секрет, что некоторые художники считают граффити движением, не связанным напрямую с хип хоп культурой, обосновывая это заявлениями об особой эстетике и восприятии. Итак, подводя итог вышесказанному, следует спросить: что же объединяет всех этих людей и позволяет назвать их хип хоп сообществом? Очевидно, что это ценности. Не всегда официально признанно, но это идеи, чувства и в некотором смысле стили жизни, которые действительно разделяются всеми членами культуры. Также известным является тот факт, что основным манифестом хип культуры являются: «мир», «любовь» и «единение» а также иногда «развлечение», что в целом показывает гуманистическую направленность «хип хоп философии».

Удивительным является тот факт, что вербальное описание и обсуждение роли вышеупомянутых понятий исходит в основном от сообщества танцоров «бибоев». В то же время Российские рэпперы гораздо проще осуществляют вербальную коммуникацию со слушателями из сообщества, однако, в большинстве случаев они предпочитают «маскироваться» лирической экспрессией, объясняя это тем, что рэп это больше стиль жизни. В этом смысле они пытаются доказать, что их роль заключается просто в отражении реальных жизненных ситуаций (в случае «андеграунда») либо просто в осуществлении художественной экспрессии (когда речь идет о «мейнстриме»). Тем не менее, все члены хип хоп сообщества, так или иначе, разделяют чувство «единения», которое может быть раскрыто в хип хоп понятии «одна нация». Как Bobisch объясняет его: «Первое и самое простое понимание слова «единение» кроется в часто произносимой хип-хоперами фразе «мы заканчиваем день как одна семья» - что означает: «несмотря не на какие обстоятельства, произошедшие за день, будь то выяснение отношений, неудачное выступление или т.п. команда бибоев или райтеров заканчивает день с одной и той же целью – продолжать развиваться и самовыражаться посредством хип хопа». «Вторая трактовка «единения» относится к структуре хип хоп сообщества». «…оно одномерно, за счет чего достигается возможность коммуникации любых участников общности вне зависимости от их положения в принятой иерархии». Более того, это понятие означает чувство единения наподобие семейных отношений с соответствующим подходом.

По отношению к вышеупомянутым терминам «менстрим» и «андеграунд» на данный момент разворачивается широкая дискуссия. На первый взгляд существует очень тонкая грань между: коммерческим жанром и тем, что называется «андеграунд».

Различия между этими двумя понятиями часто определяются качеством и направленностью художественного материала, но с точки зрения членов сообщества большую роль играют мировоззренческие установки. Когда творческая экспрессия направлена на широкую аудиторию, то это скорее может быть определено, как коммерческий жанр, в то время когда внутренне направленное творчество чаще является андеграундом. Также существует видимая грань между коммерческим искусством – которое становится частью культурной индустрии, принося прибыль, и некоммерческим, где финансовый вопрос затрагивается в последнюю очередь.

Как 2К указывает в своем описании «андеграунда» - темы, затронутые в художественном творчестве, играют не последнюю роль: когда речь идет об андеграунде, то в нем должны присутствовать «реальные истории из жизни» (звуки, движения, изображения) в отличие от проявлений мейнстрима. Культурная индустрия же в целом больше ориентированна на определенные клише, и часто воспринимается как процесс изготовления продукта для конкретного покупателя. Относительно этого стоит заметить, что в России нет устоявшейся хип хоп индустрии. Конечно же, некоторые компании пытаются наладить такой вид деловой активности, вкладывая средства в отдельных исполнителей – в основном в рэп музыке. В России существует всего несколько компаний, которые являются практически монополистами в этой сфере и они активно сотрудничают с уже зарекомендовавшими себя артистами. Маленькие же лейблы делают основную ставку на поиск «новых талантов». Еще одним важным моментом относительно андеграунда является его потребность в использовании «локальной эстетики» в качестве подтверждения аутентичности. Этот вопрос выходит на первый план, когда мы говорим о визуальном творчестве и в частности о видео. Как отмечает Tricia Rose в своей книге «Black noise»: «для рэперов действительно важно показать настоящие места и реальных людей для того «чтобы это было истинно»». В таком контексте хип хоп понятие «keep it real» должно быть интерпретировано следующим образом: Это своеобразный импульс, эмоция и ощущение, которое специально используется для придания важности того, что воображение, увлекающее рэперов в интеллектуальные авантюры, является всего лишь художественным средством, инструментом, для преображения окружающей действительности, но отнюдь не ей самой. Тем не менее этот термин часто истолковывается как способ выживания в современной экономической обстановке, где зачастую не находится места для исполнителей с устойчивой гражданской позицией. Таким образом «легкая нажива», фальшивые «гангстеры» и «предприниматели» часто воспринимаются как необходимые атрибуты хип хопа. Эти ложные концепции часто используются в качестве своеобразной приманки для молодежи в расчете на то, что атрибуты «негодяев» всегда будут модными.

Сейчас мы также можем отметить сильное стремление властей установить контакт с молодежной аудиторией. Так некоторые политики организуют встречи с видными представителями субкультур. Хорошим примером является визит государственных чиновников к московским байкерам, а также участие в телепрограмме «Битва за респект». Это показывает, что хип хоп культура в России не только признается как массовое молодежное движение, но также может являться полем воздействия на электорат. Сами участники хип хоп сообщества в большинстве случаев скептически относятся к перспективам такого взаимодействия, однако практически все понимают, что государственная поддержка является практически единственным надежным источником финансирования. Таким образом, внутри самого сообщества ведется острая дискуссия сотрудничать с властями или же нет. В этом споре существуют сильные аргументы, в поддержку той или другой позиции, однако когда хип хоп воспринимается, как набор художественных практик дискуссия переходит в другое русло.

Как мы можем видеть, на данный момент хип хоп предлагает свои возможности для дополнительного образования, которое может рассматриваться как часть процесса соцаилизации. В современной России молодежь сталкивается не только с проблемой занятости, но также и поиском способов художественного самовыражения. Такая актуальная потребность удовлетворяется деятельностью «старших» членов хип хоп сообщества, которые пытаются передать свой опыт и знания «младшим». Наиболее популярной формой такого образования являются секции в культурных центрах (домах творчества и т.п.), частные занятия или же деятельность специализированных хип хоп центров. Основной проблемой, с которой сталкиваются такие учебные группы это их неопределенный статус и как следствие отсутствие достойного финансирования. Причиной этого могут являться предрассудки относительно хип хопа, в которых эта культурная формация видится не как глобальная коммуникационная система, а скорее как проявления хулиганства. Таким образом, многие образовательные программы в хип хопе держатся на энтузиазме преподавателей и их желании положительно воздействовать на новое поколение.

Что интересно, сегодня в век глобализации физические барьеры становятся менее значимыми и на первое место выходят проблемы самоопределения (самоидентификации).

В таком контексте быть участником хип хоп сообщества – означает участвовать во всемирной коммуникационной сети. Однако каждая страна обладает своими специфическими чертами. В России это коммуникационное пространство построено по принципу моноцентризма, где основная часть культурных ресурсов сосредоточена в больших городах. И это также распространяется на хип хоп образование – большая часть хип хоп центров находятся в больших городах, что порой вызывает трудности для людей из удаленных населенных пунктов. Тем не менее, с развитием Интернета даже люди из удаленных уголков страны получили возможность заниматься самообразованием. Также в России получила развитие практика участия в различных Интернет соревнованиях, что также помогает новичкам в саморазвитии. Конечно же, это в большей мере относится к рэп музыке и граффити, однако Интернет также часто используется и бибоями (танцорами) для продвижения своих видео.

Также бибоинг лидирует в хип хоп образовании, сейчас мы можем заметить все возрастающий интерес к уличным танцам в больших российских городах: более трехсот школ (обучающих групп) существует только в Москве. Стоит отметить, что большая часть международных взаимодействий также относится к этому элементу хип хоп культуры.

В целом, очевидно, что хип хоп образование с помощью межличностной коммуникации и активного обмена информацией помогает не только овладеть теми или иными художественными средствами самовыражения, но также и расширить кругозор в широком смысле этого слова.

С научной же точки зрения хип хоп образование помогает процессу инкультурации, когда молодежь может обучаться и формировать свое мировоззрение в среде своих сверстников.

В России существует всего несколько серьезных научных исследований хип хоп культуры. В них большинство исследователей концентрируют свое внимание на том или ином элементе, упуская из вида рассмотрение этой культурной формации, как системы взаимосвязанных элементов.

Все это в некоторой степени отражает видение хип хопа авторитетной научной элитой, в чьих глазах эта культурная формация не всегда заслуживает внимания и не рассматривается как объект научного исследования. Тем не менее такая ситуация постепенно меняется к лучшему в связи с тем, что власти начинают обращать свое внимание а молодежную аудиторию, пытаясь понять современное искусство и стили жизни, которые получили широкое распространение.

Эта тенденция поддерживается также развитием 5 элемента «знание», который Africa Bambaataa определяет как универсальную сумму всех знаний человечества и в то же время центральный, объединяющий элемент хип хопа. В этом смысле «знание» является внутренней рефлексией внутри хип хоп культуры. Сейчас мы видим все возрастающий интерес к такой деятельности в России – в Интернете регулярно появляются новые материалы и проводятся даже специальные мероприятия, посвященные «знанию». Все вышесказанное свидетельствует о том, что российский хип хоп ищет свое собственное видение и пути развития.

1

Сейчас читают про: