Таир Салахов (род. в 1928) также является выпускником Суриковского института. В его творчестве суровый стиль проявился не менее выразительно, чем у Коржева, но совсем иными пластическими средствами. Героические характеры, к которым обращался Салахов, буквально тянули за собой укрупнение форматов, упрощённую линию рисунка, столкновение локальных цветов, активную ораторскую интонацию, прямолинейность и обобщённость, приближающую произведения искусства к плакатному творчеству. «Героизированный бытовой жанр» - так можно назвать произведения Салахова на тему быта простых рабочих, тружеников, женщин, своим ежедневным нелёгким трудом поднимающих русскую землю из послевоенных руин («Нефтяник», «Ремонтники», «Женщины Апшерона»).В этих произведениях значимым становится характерный для сурового стиля так называемый «мотив предстояния» - психологически точная передача состояния людей, глубоко переживающих момент и понимание торжественности, важности этого момента. Салахов – тот художник, в творчестве которого суровый стиль наиболее полно выразился в портретах. Это портреты творческой интеллигенции, озабоченной судьбами России, размышляющих над особенностями русской истории («Портрет композитора Кара Караева», «Портрет композитора Дмитрия Шостаковича»).
В 90-х гг. XIX в., в условиях интенсивного развития капитализма, обострения классовой борьбы в России возросла роль периодической печати в идейно-политической борьбе, экономической, научной и культурной жизни.
В 1900 г. в стране выходило 1002 периодических издания различного типа, различных направлений. Но общественно-политические органы печати составляли в них примерно пятую часть – 202 издания[1].
Большая часть периодических изданий в 1890-х гг. – начале 1900-х гг. выражала и поддерживала правительственный курс, внешнюю и внутреннюю политику царизма. («Губернских ведомостей» и «Правительственный вестник», реакционные «Московские ведомости», частные издания «Гражданин», «Новое время» и др.)
К началу 1900-х гг. для русской печати стало характерно проникновение в прессу частного капитала, появление крупных газетных предприятий. В их числе «Русское слово», газета, издававшаяся издательским объединением И. Сытина, многочисленные «Листки», рассчитанные на вкусы непритязательного читателя.
Умеренную оппозиционность русской буржуазии выражала весьма распространенная в начале XX в. либеральная журналистика: газеты «Русские ведомости», «Россия», журнал «Русская мысль» и др. Главным их идеалом являлась конституционная монархия, а реформы объявлялись единственно законным путем необходимых, с точки зрения буржуазии, преобразований.
В 1897 г. увидел свет журнал «легальных марксистов» «Жизнь». В его литературном отделе ведущую роль играл М. Горький, напечатавший здесь такие произведения, как «Фома Гордеев», «Кирилка», «Двадцать шесть и одна», «Трое».
С печатью «легальных марксистов» связано имя Петра Струве, испытывавшего в начале 90-х гг. сильное влияние марксизма. Несмотря на принципиальные расхождения во взглядах П. Струве и видных российских сторонников марксизма Георгия Плеханова и Владимира Ульянова, последние получили возможность использовать журналы «легальных марксистов» «Жизнь» и «Начало» для пропаганды революционной теории Маркса.
П. Струве, не помышлявший ранее о «великом перевороте русской жизни», был возмущен действиями царской администрации. Вскоре он выехал за границу и в Штутгарте в июне 1902 г. вместе с группой радикальных либералов основал журнал «Освобождение», который видел свою задачу в замене «произвола самодержавной бюрократии правами личности и общества».
К началу XX в. относится организационное сплочение партии либеральной буржуазии. В 1902 г. возникло первое издание кадетского толка. Им стала либерально-буржуазная газета «Гласность», вышедшая в 1902 г. в Петербурге. С 1903 г. она стала выпускаться под названием «Русь ». Ее редактором-издателем был А. Суворин, с именем которого связано также издание и финансирование других газет, стоявших на охранительных позициях: «Московский телеграф», «Русская земля», «Новое время» и др.
В конце 90-х гг. XIX в. в общественной жизни России возникло такое политическое течение, как «экономисты». Одним из значительных их изданий стала газета «Рабочая мысль», начавшая выходить с октября 1897 г. Она отражала мировоззрение той части рабочего класса, которая не отдавала приоритет политической борьбе. В России удалось напечатать лишь два номера «Рабочей мысли». Затем ее издание было перенесено в Варшаву, а затем в Берлин. Выходила до конца 1902 г.
В апреле 1899 г. в Женеве вышел журнал «экономистов» «Рабочее дело» как орган «Союза русских социал-демократов за границей». Его редактировали лидеры «экономистов» Б. Кричевский, А. Мартынов и др. Журнал очень настороженно относился к революционной теории Маркса, практически отрицая ее, и настойчиво провозглашал стихийность рабочего движения. Журнал издавался до февраля 1902 г., всего вышло 12 номеров.
На рубеже двух веков в оппозиционном движении России стала набирать силу российская социал-демократия. Интенсивный процесс перехода от кружковщины к формированию политических партий революционного толка отчетливо говорил о том, что российская социал-демократия вступала в качественно новую стадию своего развития.
До октября 1905 г. в России существовали только подпольные партии – социалистов-революционеров и социал-демократов.
Наибольшим авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов пользовалось так называемое ортодоксальное направление, начало которому было положено Г.В. Плехановым и его группой «Освобождение труда». Он выпускал сборники «Социал-демократ» и «Работник», присылал из-за границы, куда эмигрировал в 1880 г., публицистические статьи и рецензии в русские легальные журналы «Новое слово», «Начало», «Научное обозрение» и др.
В 1897 г. киевские социал-демократы предприняли издание нелегальной «Рабочей газеты». Вышло два номера – в августе и декабре. Плеханов положительно отзывался о газете, назвав ее «общерусским социал-демократическим органом».
«Рабочая газета» много сделала для подготовки I съезда РСДРП, который состоялся в марте 1898 г. Съезд утвердил «Рабочую газету» в качестве центрального органа партии. Однако сразу же после съезда восемь из девяти основателей новой партии были арестованы, а типография газеты разгромлена полицией.
Важным этапом в создании партии революционного действия явился выход в декабре 1900 г. в Лейпциге газеты «Искра». Вскоре ее издание переносится в Мюнхен, затем в Лондон, оттуда – в Женеву. В редакцию «Искры» входили: Г. Плеханов, Ю. Мартов, П. Аксельрод, А. Потресов, В. Засулич, В. Ульянов-Ленин (псевдонимом Ленин В. Ульянов стал пользоваться с 1901 г.). Сначала все они были соредакторами газеты, но вскоре функции главного редактора перешли к Ленину.
После II съезда партии большевики, лишившись «Искры», оказались без своего печатного органа. Больше года понадобилось им, чтобы создать свою газету «Вперед», которая подготовила III съезд РСДРП. Решением съезда центральным органом партии утверждается «Пролетарий» (май–ноябрь 1905 г.).
В начале 900-х гг. довольно многочисленной в социал-демократическом движении России была партия социалистов-революционеров. Она, как и РСДРП, была нелегальной. Возникла в конце 1901 – начале 1902 г. в результате объединения разрозненных народнических групп и кружков, приняв главное в программе и методах борьбы народников. Название партии не было случайным. Эсеры, являясь главной партией, выражавшей интересы крестьянской демократии, видели свою основную задачу в преобразовании общества на социалистических началах. Выразителем политических взглядов эсеров стала издаваемая с января 1901 г. «Союзом социалистов-революционеров» газета «Революционная Россия». В январе 1902 г. «Революционная Россия» опубликовала «Извещение» о создании партии социалистов-революционеров. С той поры газета становится центральным органом партии.
В своих выступлениях газета, ведущим автором которой был В. Чернов, выдвинувшийся в конце XIX в. в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества, неоднократно подчеркивала, что партия эсеров считает себя выразительницей крестьянских интересов и борется за их осуществление. Эсеры выступали за демократическую республику, всеобщее избирательное право, свободу слова и печати, бесплатное обучение, восьмичасовой рабочий день. Это была программа партии, и о ней «Революционная Россия» постоянно напоминала читателям.
«Революционная Россия» выходила до декабря 1905 г. Официальным органом партии эсеров был также журнал «Вестник русской революции», вышедший в 1901 г. Он теоретически обосновывал взгляды эсеров и пропагандировал их революционные устремления. Оба эсеровских издания выходили за рубежом.
Легальная печать
Небывалый подъем революционного движения в России в начале XX в. привел к бурному развитию легальной периодической печати. Складывавшаяся система включала в себя различного типа издания: общественно-политические, специальные, отраслевые, профессиональные, сатирические, иллюстрированные, научные и научно-популярные, информационные, массовые, религиозные, детские и юношеские и др. Только во время революции 1905–1907 гг. в России было основано около 1500 общественно-политических органов[4].
17 октября 1905 г. провозглашается Манифест, предоставлявший значительные политические свободы. Возвестивший о начале буржуазного конституционализма, Манифест легализовал деятельность всех политических партий и одновременно способствовал формированию политических партий правительственного лагеря.
Ядро демократического лагеря, существовавшего к моменту принятия Манифеста 17 октября, составляли немногочисленные нелегальные политические партии. Однако с началом революции в этот лагерь влилось массовое рабочее и крестьянское движение. В демократическом лагере действовали различные силы. Их пресса отражала существовавшие серьезные программные и тактические разногласия, но провозглашала и общие цели: ликвидация самодержавно-феодальных пережитков, решение аграрного вопроса.
Важное место в легальной журналистике России заняла печать РСДРП, вошедшая в систему социалистической прессы страны периода буржуазно-демократической революции 1905–1907 гг.,
Появление в России в октябре 1905 г. легальной социал-демократической печати знаменовало собой дальнейшее развитие социалистической журналистики.
В период наивысшего подъема революции, в период перерастания Октябрьской политической стачки в вооруженное восстание, 27 октября 1905 г. в Петербурге вышла первая легальная ежедневная большевистская газета «Новая жизнь».
С появлением «Новой жизни» начался период открытого существования легальной революционной социал-демократической журналистики. В Москве выходит большевистская газета «Вперед», в Сибири – «Красноярский рабочий», в Киеве – «Работник», в Харькове – «Харьковский рабочий», в Тифлисе – «Кавказский рабочий листок», «Кайц» («Искра») на армянском языке, «Дро» («Время») на грузинском языке, в Эстонии – «Эдази» («Вперед») на эстонском языке.
Весной и летом 1906 г., после закрытия «Новой жизни», в Петербурге издавались легальные большевистские газеты «Волна», «Вперед», «Эхо». За годы Первой Российской буржуазно-демократической революции большевики основали 197 газет, журналов и бюллетеней
Выразителями другого, более умеренного направления в российской социал-демократии были меньшевики, представлявшие собой составную частью РСДРП. Их легальная и нелегальная пресса представляла собой также составную часть журналистики социалистических партий России.
Характер меньшевистской журналистики особенно ярко проявился в легальных изданиях, основанных в конце 1906 – начале 1907 г. Речь идет о газетах «Наше дело», «Невский вестник», «На очереди» и др. Критическое отношение меньшевиков к марксистской теории, к революционным пролетарским идеям и принципам проявилось в их взгляде на марксистскую концепцию пролетарской революции. Г. Плеханов, П. Аксельрод, Ю. Мартов и другие меньшевистские теоретики, идеологи, публицисты не отрицали, что первая российская революция по своему характеру была буржуазно-демократической.
В меньшевистских газетах выступал и Л. Троцкий, порвавший с большевиками. Он выдвинул свою теорию парламентской революции, которая фактически отрицала буржуазно-демократическую революцию как необходимый этап развития революционного исторического процесса. Это противоречило марксистско-ленинской концепции непрерывности революции. По мнению Ленина и большевистской газеты «Пролетарий», это была крамола, отступничество от теории К. Маркса.
Главное усилие меньшевистской печати было направлено на то, чтобы укрепить в сознании российской социал-демократии меньшевистское понимание характера буржуазно-демократической революции, ее движущих сил и конечных целей.
В годы первой российской буржуазно-демократической революции в полную силу заявила о себе легальная печать партии эсеров. Ее лидеры называли свою партию «истинно народной социалистической партией». Они и выступали от имени различных слоев крестьянства, так или иначе оказавшихся втянутыми в революционные события 1905–1907 гг.
Эсеры явились представителями крайне левой фракции сложившейся в России в 1905 г. буржуазной демократии. Объективное значение их деятельности сводилось к осуществлению задач революционной демократии. Этой цели фактически и служила создаваемая эсерами в Петербурге и других городах страны легальная пресса, в частности такие издания, как «Сын отечества», «Народный вестник», «Голос», «Дело народа» и др.
Воззрения эсеров особенно широко пропагандировались в «Голосе», вышедшем в конце апреля 1906 г. Газета выдавала себя горячей и искренней сторонницей представителей русской революции, русского и международного социализма, подлинной выразительницей интересов труда.
С июня 1906 г. во главе газеты стал лидер эсеров В. Чернов, объединивший вокруг себя своих ближайших единомышленников – А. Гуковского, Н. Максимова и др.
Вполне естественно, что над эсеровским «Голосом», выражавшим в известной мере идеологию революционно-демократического крестьянства, стали сгущаться тучи. С начала июня 1906 г. каждый номер газеты конфисковывался. А 10 июня она была закрыта.
Одновременно с «Голосом» эсеры предприняли издание в Петербурге газеты «Дело народа», с первого номера открыто выражавшей свою ненависть к царизму и правительственным органам. Газета призывала массы к беспощадной борьбе с самодержавием. В середине мая 1906 г. «Дело народа» было закрыто. Летом 1906 г. у эсеров выходит еще одна легальная газета «Мысль», а с июля 1907 г. центральным органом партии эсеров становится «Знамя труда».
В годы буржуазно-демократической революции выходили легальные издания и других социалистических партий: народных социалистов, трудовиков, максималистов и др. Они выражали ненависть к самодержавию. Именно за эту революционно-демократическую направленность легальная пресса эсеров и трудовиков подвергалась жестоким репрессиям со стороны царской цензуры.
В народнической печати периода первой российской революции особое место занял журнал «Русское богатство». Долгие годы его идейными руководителями были Н. Михайловский и В. Короленко. Последний к тому же являлся редактором и официальным издателем журнала. Сотрудники «Русского богатства» примыкали к эсерам, но занимали среди них самое правое крыло. В. Короленко, преодолевший народнические влияния во второй половине 90-х гг., продолжал оставаться писателем-реалистом и крупнейшим демократическим публицистом. В период подъема революционного движения осенью 1905 г. «Русское богатство» оказалось в лагере антиправительственной либерально-буржуазной прессы. В конце января 1906 г. его издание было приостановлено, и лишь спустя полгода запрет на журнал был снят. Но его курс остался прежним.
С тем чтобы расширить свое влияние в массах, социалистические партии в период революции 1905–1907 гг. взяли курс на дифференциацию своей печати. Выходили газеты для рабочих, крестьян, солдат, молодежи, как органы партий, Советов, профсоюзов. Вся социалистическая журналистика сложилась в систему, включавшую в себя издания различного типа. При этом характер прессы приобретал все более многонациональную структуру: газеты и журналы выходили на грузинском, азербайджанском, армянском, осетинском, аварском, литовском, латышском, эстонском, украинском и других языках.
В период поступательного развития революции в буржуазно-либеральном лагере произошли серьезные перемены. Либералы перешли в открытую оппозицию к самодержавию. Вместе с тем они боялись социального взрыва, предпочитали не радикальные преобразования, а компромиссные решения.
С начала августа 1905 г. на почве подготовки к предстоящим выборам в I Государственную думу в России началось формирование буржуазных политических партий. В октябре возникли:
конституционно-демократическая партия (кадеты),
партия октябристов («Союз 17-го Октября»),
прогрессивно-промышленная партия и др.
Эти буржуазные политические партии и союзы создавали в центре и на местах свою систему печати, призванную выразить интересы либерального политического лагеря.
Крайне правое крыло в этом лагере занимала легальная пресса октябристов: «Слово», «Голос Москвы» и многие др. Главная цель этих изданий – сплочение политически сочувствующих элементов Манифесту 17 октября, проведение политики на установление конституционной монархии.
Среди возникших либеральных партий заметно выделялись конституционные демократы. В конце 1905 г. в Петербурге, Москве и других городах России кадеты создали много новых периодических изданий и захватили в свои руки немало уже функционировавших органов. Усиление влияния кадетов и их печати с весны 1906 г. объяснялось тем, что они оказались «самой левой партией», так как социалистические партии были устранены от политической деятельности правительством. Естественно, что все недовольные, озлобленные непредсказуемыми обстоятельствами, возникшими в период выборов, люди нашли сочувствие у кадетов и получили их поддержку.
В феврале 1906 г. в Петербурге вышла еженедельная кадетская газета «Вестник партии народной свободы». Однако это издание оказалось малопопулярным из-за своей перегруженности официальными партийными документами, теоретическими публикациями. Почти одновременно с «Вестником» кадетам удалось в Петербурге основать большую ежедневную политическую и литературную газету «Речь». Идейными руководителями и фактическими ее редакторами были П. Милюков и И. Гессен – лидеры партии кадетов. Однако сама редакция никогда не признавала своей связи с этой партией, поэтому «Речь» выглядела как издание общедемократического толка, сочувствующее партии кадетов.
Весной 1906 г. кадеты приступили к выпуску в Петербурге общедоступной газеты «Товарищ», редакция которой заверяла своих читателей, что данный орган будет служить интересам не какой-либо партии, а освободительному движению в целом. Тем не менее «Товарищ» оказался изданием левокадетского толка.
Кадеты выпускали и общедоступные народные издания – «Народное дело», «Народный путь», «Реформа» и др. Подобные издания получили дальнейшее развитие в либерально-буржуазной журналистике.
Несмотря на убыточность общедоступных народных изданий, отдельные капиталисты или группы капиталистов брали на себя расходы по их выпуску. Это относится к кадетской газете «Современное слово», газете московского миллионера П. Рябушинского, банкира Г. Лесина и некоторых др.
Крупнейшее издательство «Копейка» в Петербурге было основано в 1907 г. группой финансистов и сосредоточило в своих руках ряд газет и журналов. В их числе: «Газета-копейка», «Журнал-копейка», юмористический «Листок-копейка», еженедельник «Всемирная панорама» и др., а «Петербургская газета-копейка» стала одной из газет, имевших самый большой тираж в стране.
Финансовые магнаты видели в журналистике не только средство идеологического воздействия на массы, но и источник получения огромных прибылей. Речь, в частности, идет о крупнейших книжно-газетно-журнальных объединениях, получивших дальнейшее развитие в начале 1900-х гг.
Книжно-газетное издательство концерна А. Суворина положило начало огромному количеству справочных изданий. Кроме того, оно выпускало газеты «Новое время», «Московский телеграф», «Русское знамя», «Земледельческую газету», журналы «Исторический вестник», «Наборщик и печатный мир».
Другим крупным издательским объединением России являлось издательство И. Сытина. Оно также выпускало большое количество периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей: журналы «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Вокруг света», «Для народного учителя», «Заря», «Модный журнал», «Нужды деревни» и др., газеты «Правда Божия», «Русская правда» и др.
В этой массе периодических изданий крупнейшим было «Русское слово», вышедшее в 1895 г., фактическим редактором его долгие годы оставался известный «король фельетонов», театральный критик В. Дорошевич. Он сумел придать газете, владельцем которой был Сытин, серьезный тон, осведомленность, абсолютную самостоятельность. Буржуазно-либеральная направленность «Русского слова» была очевидной, оно было оппозиционным, но при этом не выражало интересы той или иной партии. Газета замалчивала вопросы политической борьбы, но касалась самых злободневных вопросов социальной жизни, оперативно отражая все текущие события. Благодаря хорошо и четко налаженной работе своих корреспондентов, «Русское слово» снискало себе славу «фабрики новостей». По форме и направлению газета представляла собой в определенной степени синтез, с одной стороны, бульварной прессы, с другой – буржуазно-респектабельного издания, которое всегда осторожничало и чутко прислушивалось к происходящим событиям.
Во второй половине 1907 г. полностью спала революционная волна. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была разогнана, все социалистические партии России объявлены вне закона.
Между двумя буржуазно-демократическими революциями социалистические партии России находились на нелегальном или полулегальном положении, испытывая огромные трудности с изданием своей периодики.