Общечеловеческие начала смеха

Лекция 4. Феномен смеха в культуре.

Смех как средство предупреждения и разрешения конфликтов.

Философия, эстетика и социология смеха.

Культурологический подход к изучению смеха.

Общечеловеческие начала смеха.

4.1. Интерес к данной теме обусловлен возвращающей ролью общечеловеческих начал в культуре на фоне процессов глобализации. Смех связывают с субкультурами различных этносов, для каждой из которых характерны свои смеховые миры. Они неизменно взаимодействуют друг с другом, образуя единое целое. Смеховая культура XX века обладает рядом особенностей. Расширяется спектр осмеиваемых явлений в сравнении с предыдущими периодами: наряду с бульварным, поверхностным осмеиванием всего непонятного возникают новые формы смеховой культуры, ориентированные на высокообразованную аудиторию, на взыскательного читателя и зрителя; пародийный смех превращается в орудие самоанализа культуры. Смеховая культура несет на себе отпечаток времени, когда обостряются противоречия между цивилизациями и идет формирование глобальной культуры.

Информационные технологии, приобщая человека к всемирному сообществу, снижают эмоциональную окраску восприятия, события (человек остается наедине с самим собой). Однако смеховая культура в силу своих особенностей может компенсировать негативные стороны информационного образа жизни, давая «живой» отклик на происходящее. Общечеловеческие начала смеховой культуры помогают избежать ненужных разногласий, сгладить противостояние в мире. Смех является одним из начал, влияющих на целостность культурной системы. Смех затрагивает все стороны человеческой жизни. Существуют физиологические, психологические аспекты смеха. И в тоже время смех несет большую социальную нагрузку. Смех в системе культуры является мерилом соотношения поступков индивида с требованиями социума. Культурой определяются взаимоотношения людей, и смех как ее феномен участвует в этом процессе. Смех сопровождает каждый этап развития культуры, оберегая ее целостность, способствуя самоидентификации личности в системе культуры. Современные мировые тенденции глобализации накладывают отпечаток и на российскую культуру, состоящую из множества субкультур (этнокультур). Каждая из них по-своему воспроизводит и воспринимает глобальные тенденции, что относится и к смеху как феномену культуры. Глобализация ставит под угрозу существование многих этнокультур. В связи с этим исследования смеховой культуры и смехового мира, их сопоставление, соответствие культурно-историческому процессу приобретают особое значение. Оно необходимо и для разработки теории культуры, в частности, проблем соотношения различных видов и уровней культуры в целом.

4.2. Вданном параграфепредставлены основные аспекты изучения этого сложного, многопланового феномена: медико-биологический, философско-эстетический, социо-культурный, культурно-исторический,психологический. В частности, З.Фрейд делает акцент на отношении человека, к острому, смешному и связывает смех с психической деятельностью человека, которая по мере его взросления становится все более интенсивной, а физиология отступает на второй план. Той же позиции придерживается современный психоаналитик и теоретик искусства Антонио Менегетти.

Действительно, смех является психическим явлением. Это та черта, которая отличает человека от животного. У животных есть зачаточные способности смеяться. А смех появляется в результате культурной эволюции, на что обратил внимание К. Лоренц, который считал, что подлинную человечность составляют культурно - и эволюционно возникшие ритуалы, являющиеся автономными мотивами социального поведения человека.

Возможен другой подход, когда смех рассматривается как социальное явление. Социальная деятельность основана на взаимодействии человека с другими людьми, обуславливающими постепенную социализацию человека. При этом смех приобретает социальную окраску, становясь одним из средств социального общения. Умеренность в отношении чего-либо может быть сопоставима в определении добра и зла, норм и ценностей его в естественную среду. Смех можно понять, если перенести его в естественную среду - общество, где появляется социальная функция смеха. Он должен отвечать требованиям совместной жизни людей. Можно проследить эволюцию философско-эстетических взглядов на смех. В данном контексте представляется возможность условно выделить четыре подхода в философской научной мысли к проблеме смешного.

В первом подходе вырисовываются тенденции поиска причины и сущности смеха (А.Н. Лук, Н.М. Федь) Для второго подхода (представителем которого можно назвать Ю.В. Борева) характерно описание смеха с позиции комедийного анализа жизни с учетом особенностей коммерческого, меняющегося от эпохи к эпохе вместе с действительностью. В целом, под эстетическими аспектами смеха подразумевается разработка категории коммерческого, без которого невозможно рассмотрение данного феномена. Третий подход включает анализ становления смеховой культуры на основе элементов народной культуры с момента зарождения архаических символов смеха (Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Л.В. Карасев). Эвристические возможности изучаемой проблемы наиболее сильно проявились в четвертом подходе, представляющем синтез трех предыдущих, теоретиком которого выступал М.М. Бахтин. Он рассматривает мир средневековой народной смеховой культуры, его многообразные проявления.

Подход М.М. Бахтина более других применим к дальнейшему анализу феномена смеха в культуре. Он показывает, что развитие научной мысли на протяжении столетий шло параллельно с развитием и формированием всей смеховой реальности. Смеховая культура выкристаллизовывалась из всеобщего феномена смехового мира, культуры человеческого бытия в специфической сфере эстетического. В свою очередь, она оказала большое влияние на развитие и формирование не только художественно-эстетической мысли, но и обогатила новым материалом научные труды о смехе. В последующие периоды происходит смена приоритетов. Смеховые традиции продолжают жить в лоне народной культуры, постепенно трансформируясь под влиянием передовой общественной и научной мысли. В результате, с одной стороны, сформировались известные нам формы и виды смешного и комического, с другой – эстетическая наука обогатилась новыми теориями и гипотезами, затрагивающими практически все вопросы, касающиеся феномена смеха в целом.

С развитием нового научного знания, формированием социологии появляется возможность анализировать смех в его социологическом (а в дальнейшем и социокультурном) контексте. Представителем социологического подхода можно назвать А.В. Дмитриева, который убеждён, что юмор и вызываемый им смех требуют, прежде всего, социологического объяснения, но не общепринятого философского и эстетического. Автор трактует слово «юмор» в широком значении, как синоним «комического», и рассматривает в качестве родового понятия. К юмору также отнесены: сатира, ирония, гротеск, карикатура, пародия, насмешка. Акцент делается на субъективной стороне явления, то есть восприятии комического различными группами населения.

Автор «Социологии юмора» пытается понять функционирование юмора в различных сферах общества. В последние десятилетие ХХ века заявило о себе ещё одно направление – социокультурное. Т.Г.Круглова и В.П.Фофанов видят социокультурный подход одним из звеньев гуманитарных исследований. Социокультурые исследования являются одним из уровней в процессе движения от абстрактного к конкретному. Т.Г.Круглова и В.П.Фофанов рассматривают опыт социокультурной реконструкции знаний на материале ритуального смеха. Развитие культуры предстаёт как количественно-качественный процесс, в котором имеются некоторые инвариантные идейные комплексы, сохраняющиеся на протяжении всей истории данного социума, что позволяет выделить комплекс знаний в отдельные подсистемы. Социокультурный подход, таким образом, оказывается одним из аспектов изучения феномена смеха и подводит нас к культурологическим аспектам этого явления.

4.3. Далее отмечены наиболее важные тенденции современного научного знания. Во-первых, это особенности общенаучной картины мира, которая складывается на основе метатеоретического обобщения данных частных наук, количество которых постоянно изменяется в зависимости от формирования новых научных знаний. Так, к концу ХХ века появляется культурологическая картина мира. Во-вторых, это современные тенденции процесса познания, понимаемого как единый поток, очерченный определёнными границами, внутри которых могут происходить разнообразные процессы дифференциации и интеграции научного познания.

Противоречивость современного этапа заключается в том, что идёт активное рождение либо научных дисциплин, либо научных систем знания, изучающих какой-либо аспект человеческого бытия. В системе современного научного знания можно выделить четыре основные подсистемы (Ю.В.Ларин), каждая из которых изучает один из основных видов бытия: естествознание (природа); обществознание (общество); гуманитарные науки (человек); и культурология (культура). Физиологическими особенностями смеха и их терапевтическим эффектом занимается медицина, комическим – эстетика. Наиболее общими вопросами рассмотрения феномена смеха занимается философия. Некоторые культурологические стороны смеха получили освещение в исследованиях народной смеховой культуры средневекового города М.М.Бахтина и смеховой культуры Древней Руси Д.С.Лихачева.
Смех как культурный феномен должен быть вписан в заданные параметры культурной системы, что возможно через определение смеха как универсального элемента культуры, который существует во взаимосвязи субъект-объектно-субъектных отношений, являющихся выражением отрицания и утверждения двух амбивалентных начал культуры. Предмет отрицания и утверждения будет зависеть от особенностей типа культуры. Смех является «сопроводителем» культуры, её двойником, зеркалом.
П.Сорокин считал, что любая система, которая в течение своего существования действует, работает, проявляет активность и не остаётся в состоянии покоя, не может оставаться неизменной. Примером может служить бытие культуры в целом с вплетенным в нее феноменом смеха как неизбежный эволюционный этап развития человечества, зарождающийся на биологической ступени. Культурологический подход позволяет выявить трехуровневую структуру смеховой реальности, разграничить и более четко сформулировать следующие понятия: «смеховой мир», «народная смеховая культура», «смеховая культура»; дать им характеристику.

Смеховой мир следует понимать как био-социо-культурное явление (исходя из определения человека как био-социо-культурного существа). Он содержит в себе практически все аспекты смеха: от зарождения в недрах первобытных общностей развитой системы народной культуры до вершины развития – смеховой культуры. Этот мир обладает синкретичностью, природностью, импульсивностью, относительной статичностью, архаичностью первоначальных смыслов и содержит в себе зачатки всех форм смеховой культуры, которая предстает более структурированной и профессионально обусловленной частью культуры. В смеховой культуре выражается способность человека к комической оценке действительности. Смеховую культуру мы представляем как художественно-эстетическое в культуре. Смеховой мир и смеховая культура не могут пониматься тождественно.

Понятие «народная смеховая культура», введённое М.М. Бахтиным, не является тождественным «смеховой культуре». Оно представляет собой промежуточное переходное звено между переходным миром и смеховой культурой. В целом её можно обозначить как социокультурный феномен, внехудожественное эстетическое в культуре. К особенностям народной смеховой культуры можно отнести: природность, нормативность, миросозерцательность, относительную статичность и традиционность, характерную для народной культуры в целом. Отличительной чертой народной смеховой культуры является постепенный отход от архаических первоначальных смыслов смехового мира, их постепенная трансформация на протяжении достаточно длительного времени и появление полупрофессионального искусства.

4.4. Смех выступает в качестве универсального культурного образца, способного изменяться во времени, но не исчезать; смех выявляет способность человека адаптироваться в любых культурно-исторических формах в достаточно сжатые временные сроки. Сосредоточение на культурных элементах (разделение труда, охотничья магия, кросс-кузенный брак и т.д.) не отрицает факта, что эти же элементы имеют и какие-то другие аспекты, например психологические. Таким образом, культурные элементы можно изучать сами по себе, как концептуально отделимый класс явлений (Р.Л. Карнейро).

Согласно «стратегической» концепции (К. Гирц) человека (по которой человек состоит из нескольких «уровней»: каждый последующий самодостаточный слой скрывает совершенно другой) над психофизиологическим слоем смеха находится социальный, который, в свою очередь, скрывается под культурным. Это концепция человека, при которой в расчет принимается культура как вариативная система и в то же время здесь есть «универсализация» взглядов на природу человека.

В ходе исследования культуры идет поиск универсалий, предпринимаются попытки соотнести уже найденные универсалии с известными константами в биологии, психологии и социальной организации человека (К.Гирц). Например, попытку соотнести способности человека к воспроизведению смешного с ритуальным поведением высших животных сделал К. Лоренц.

В контексте вышеизложенных положений следует признать универсальность смеха в культуре, проявляющуюся во все культурно-исторические эпохи (и если в первобытную культуру «мячик смеха» собирал архаические смыслы, а в средневековье стал ответом на схоластическую реакцию, то в современном мире ищет новые пути и новые смыслы, которые должны прийти на смену постмодернистскому видению мира) во всех типах культуры.

При дальнейшем рассмотрении оказывается, что о своеобразии этнокультурных миров и характерных для них смеховых традициях написано больше, чем об общечеловеческом между ними. У всех народов встречаются идентичные мифологические мотивы о потопе, гадком утенке и так далее. У разных этносов одни архаические смыслы – символы смеха: смех и солнце, смех и смерть. Истоки возникновения миров коренятся в общей природе людей. Носителем и хранителем культурных феноменов является народ, а не абстрактные понятия «Запада» и «Востока». Не существует национального искусства, недоступного восприятию другого народа. Можно лишь говорить, в какой степени это восприятие возможно.

Общечеловеческое содержание смеха позволяет увидеть в других типах культуры «брата своего по человечеству». Ярким примером тому служат сказки, созданные народами земли, мир каждого из которых самобытен и неповторим. Примеров здесь множество. Во Вьетнаме забавные истории собирались вокруг Высокоученого Куиня, затем Почтенного Сиена, они высмеивали глупость и ханжество правителей. Множество легенд посвящено на Тибете любимцу народа дядюшке Дэнбе. Известен цикл рассказов о мудром Ходже Насреддине (это своего рода шедевр, вышедший за рамки турецкого фольклора: лукавый, смеющийся и благородный народный любимец).

Смех, долетающий до нас из глубины веков, откликается в сердцах современных читателей. В этом еще одна его ценность. Зоркость, наблюдательность народа, его меткое, острое и яркое слово породили образы, живущие до сих пор. Петрушки – дружная семейка перчаточных кукол, появившихся практически одновременно в разных странах: итальянский Пульчинелла и его собрат француз Полишинель, английский Панч (Панчинелла). Все разные и в то же время все друг на друга похожие «клоуны-хулиганы». В различных этнокультурах во все времена существуют универсальные для всего человечества начала, имеющие большое значение для современного мира с его возрастающими тенденциями к противоречивости. Именно смех помогает выявлению и развитию общечеловеческого и может привести к разрешению многих конфликтных ситуаций, стиранию границ между Востоком и Западом, не принижая значения ни одного из них, допуская диалог между ними как равными. Кроме общечеловеских начал каждая этнокультура обладает своеобразием.

Выводы:

· Смех как отличительное качество человека, присуще его общей природе, но способное развиваться и приобретать новые качества только в рамках культуры и общества.

· Общечеловеческие начала смеховой культуры помогают избежать ненужных разногласий, сгладить противостояние в мире. Смех является одним из начал, влияющих на целостность культурной системы.

· К особенностям народной смеховой культуры можно отнести: природность, нормативность, миросозерцательность, относительную статичность и традиционность, характерную для народной культуры в целом. Отличительной чертой народной смеховой культуры является постепенный отход от архаических первоначальных смыслов смехового мира, их постепенная трансформация на протяжении достаточно длительного времени и появление полупрофессионального искусства.

· В различных этнокультурах во все времена существуют универсальные для всего человечества начала, имеющие большое значение для современного мира с его возрастающими тенденциями к противоречивости. Именно смех помогает выявлению и развитию общечеловеческого и может привести к разрешению многих конфликтных ситуаций, стиранию границ между Востоком и Западом, не принижая значения ни одного из них, допуская диалог между ними как равными. Кроме общечеловеских начал каждая этнокультура обладает своеобразием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: