Виды монополий. Используя критерии происхождения приведенных источников монопольной власти, выделяют несколько видов монополий. Закрытая монополия

Используя критерии происхождения приведенных источников монопольной власти, выделяют несколько видов монополий.

  • Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений, например, патентная защита, институт авторских прав.
  • Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на рынке несколько позже.
  • Естественная монополия. Монополия, возникающая вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирмы. В этом случае при любом объеме выпуска издержки минимальны тогда, когда продукцию выпускает единственная фирма. Естественная монополия возникает в тех случаях, когда выпуск продукции свыше необходимого уровня сопровождается положительным эффектом масштаба. Иными словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличению средних издержек. В этом случае монополия может быть оправдана с точки зрения наивысшей экономической эффективности, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что единственная фирма может обеспечить продукцией весь рынок при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Примеры естественной монополии – электрические и газовые компании, железнодорожный транспорт, предприятия водоснабжения и связи.
  • Монопсония. Это тип рыночной структуры, для которого характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония возникает в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов.
  • Двусторонняя монополия. Имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: