double arrow

Спрос на продукцию фирмы в условиях абсолютной монополии


Монополия– это крайняя противоположность совершенной конкуренции. Будучи единственным поставщиком товара монополист фактически воплощает целую отрасль. Это предопределяет отличие его поведения от поведения совершенного конкурента.

Как мы уже выяснили, конкурентная фирма имеет четко выраженную кривую предложения. Для монополиста кривой предложения не существует. Причина заключается в том, что монополист не является ценополучателем, т.е. не существует однозначного соответствия между ценой и предельным доходом при перемещении по кривой рыночного спроса.

Кривая спроса на продукцию монополиста – это кривая рыночного спроса. Спрос на продукцию монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельная выручка не равна цене (рис.7.1).

Рис. 7.1. Спрос на продукцию фирмы в условиях абсолютной монополии

Являясь единственным продавцом, монополист способен оказывать влияние на цену своей продукции. Монополист посредством контроля над рынком обладает большой рыночной властью в том смысле, что он способен влиять на условия продажи.

Однако такое влияние не является произвольным.

Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на продукцию монополиста будет функцией объема его предложения, поэтому он может регулировать цену лишь посредством изменения объема своего предложения.

Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, монополист должен так регулировать объем предложения, чтобы оставаться на эластичной части кривой спроса, где изменения цены и предложения сопровождаются ростом совокупной выручки.


Сейчас читают про: