Кривые спроса для конкурентной фирмы и монополии

Рассмотрим кривые спроса, с которыми сталкиваются на рынке конкурентная фирма и монополия.

Кривая спроса на выпуск продукции монопольной фирмой является наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, который продает монополия.

Это объясняется обычными причинами. Если монополист поднимет цену на предлагаемый товар, покупатели сократят закупки. С другой стороны, уменьшая количество реализуемой продукции, монополист тем самым поднимает цену. Однако, если кривая спроса на продукцию совершенного конкурента бесконечно эластична, то у монополиста она стремится к максимальной неэластичности. Монополист никогда не будет действовать в условиях малоэластичного спроса. В этих условиях MR всегда меньше 0, в то время как MC всегда больше 0. Чем больше величина эластичности, тем больше цена будет близка к предельным издержкам, тем больше монополистический рынок похож на рынок чистой конкуренции, тем больше монопольная цена приближается к предельным издержкам. Поэтому всякое изменение объема продукции монополиста сопряжено с изменением ее цены, тогда как совершенный конкурент продает любой объем по существующей рыночной цене.

Конкурентная фирма, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь изменяя объем производства. Монополист в отличие от конкурентной фирмы может достичь этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены.

Как мы уже показали, монополист должен снизить цену товара, чтобы продать больше. Поэтому предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена.

Числовой пример сделает это понятным. Фирма-монополист производит и продает 10 000 штук товара в месяц по цене 100 рублей за единицу. Увеличение объема продаж вызовет уменьшение цены. Посмотрим, какое увеличение выручки фирмы даст каждая дополнительная единица товара. Для этого рассчитаем выручку при разных объемах продаж и предельный доход (см. табл.).

Таблица7.1. Расчет предельного дохода при расширении производства товара монопольной фирмой

Объем продаж, ед. Цена, руб. Выручка, руб. Предельный доход, руб.
10 000   1 000 000  
12 000   1 140 000  
15 000   1 275 000  
18 000   1 368 000  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: