Заключение. Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение не определен. Он передает, прежде всего, сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл, которых высвечивается отношением к традиции.

В условиях резких социальных переломов, разумеется, четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление.

Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений, и определенные механизмы передачи культуры во времени.

В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется «образ» каждого поколения.

Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.

Анализ ценностных аспектов взаимосвязей и взаимоотношений поколений тоже очень важен, так как изменилась система ценностей. Меняются и механизмы «социального наследования», и способы самоутверждения новых поколений. Сейчас молодежь обрела большую самостоятельность, в том числе и в выборе того, что она воспринимает из прошлого, и, вместе с тем, усилилось в детерминации ее поведения влияние материальных соображений и экономических факторов. Ломается прежний, преимущественный традиционалистский механизм социального наследования, а новый механизм, способный ограждать молодежь от антиобщественных влияний, настроений, поступков, еще не сформировался.

Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в нашем обществе задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. В настоящее время идет процесс освоения идеи индивидуальности как важнейшего социального достояния. Этот процесс идет в двух направлениях: с одной стороны экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодежь при этом имеет некоторые стартовые преимущества - пластичность, свободу от стереотипов, реальный запас дружественных форм общения. Наибольшие же социальные, культурные, эмоциональные дефициты испытывают на себе старшие. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых, которые проявляются в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение скатилось по статусной лестнице вниз.

Дистанцированность поколений повлияла на изменение отношения молодежи к пожилым людям. Так как молодое поколение не имеет ясного представления о жизни пожилых, оно склонно драматизировать их социальное положение. Так рождаются стереотипы, когда вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение детерминистического характера. Пожилых людей воспринимают как больных, бедных, одиноких, не имеющих социальной значимости, не способных воспринимать новое.

В современной российском обществе, хотя и в меньшей степени, чем в западных странах, вступивших в эпоху модернизации, формируется отношение к пожилым людям, как ненужным обществу. Наш европейский менталитет смягчает это утилитарное отношение к пожилым людям как отработавшим свой ресурс и место которым - на свалке. Правда, и на Западе культура полезности людей с ограниченными возможностями, к каким относится и большинство стариков, эволюционирует в сторону культуры достоинства.

Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все возрастные группы.

В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.

Библиографический список литературы

1. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – Казань, 1992.

2. Анцупов, А.Я. Введение в конфликтологию / А.Я. Анцупов, А.А. Малышев. – Ужгород, 1995.

3. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М., 1999.

4. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. - В кн.: Преемственность поколений как социологическая проблема. М. 1973.

5. Бородкин, Ф.М Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. –Новосибирск, 1989.

6. Бродель, Х. Десять ступеней вниз или ссоры, конфликты, войны / Х. Бродель // Знание – сила. – 1991. – № 11.

7. Вдовина М.В. Межпоколенный конфликт в современной российской семье // Социологические исследования 2005. №1.

8. М.В.Вдовина. Регулирование межпоколенческого конфликта в российской семье. -М., 2009.

9. Возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

10. 3. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник/И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: ИНФРА-М, 2002

11. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. N 10. С. 42-48.

12. Глотов М.Б. Конфликт между поколениями // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М., 2003. С. 484.

13. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство "ЭКСМОС". 2001

14. Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы / М. Дойч. // СПЖ. – 1997. – № 1.

15. Дубин, Б.В. Поколение: социологические границы понятия [Текст]/ Б.В. Дубин // Мониторинг общественного мнения. - 2002. - №2.-С.

11-15.

16. Жукова С.А. Технология межпоколенных коммуникаций: социальные исключения по полу и возрасту [Текст]: материалы межрегиональной конференции / С.А. Жукова. - Саратов: «Параход», 2000. - 51 с.

17. Зенкин, С.Н. «Поколение»: опыт деконструкции понятия [Текст]: материалы международной конференции «Смена поколений в социокультурной динамике XX века» / С.Н. Зенкин. - М., 2004, - 364 с.

18. Ключников, С. Семейные конфликты / С. Ключников. СПб.: Питер, 2002.

19. Ковалёв, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалёв. – М., 1987.

20. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. М.: Просвещение, 1988. 208 с.

21. Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.

22. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. 240 с.

23. Крюкова Т.Л., Петрова Е.А. Социально-психологические ресурсы совладания: семейная история и значимые предки // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л.Журавлева, Т.Л.Крюковой, Е.А.Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 455-470.

24. Левада, Ю.А. Заметки о «проблеме поколения» / Ю.А. Левада // Мониторинг общественного мнения. - 2002. - №2. - С. 9-11.

25. Левада, Ю.А. Поколения XX века: Возможности исследования / Ю.А. Левада // Мониторинг общественного мнения. - 2001. - №5. - С. 7-14.

26. Марков Т.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. - СПб.: Альфа, 2000

27. Медков В.М., Антонов А.И. Семья // Социолог. Энциклопедия: В 2 т. - Т. 2. - М., 2003. - С. 394.

28. Мириманова, М.С. Конфликтология / М.С. Мириманова. - М.: Академия, 2003. 319 с.

29. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социологические исследования. 2001. №4.

30. Нора, П. Поколение как место памяти [Текст]/ П. Нора // Новое литературное обозрение. - 1998. - №30. - С. 48-72.

31. Психологические проблемы юности под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1969.

32. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995. №4.

33. Саралиева З.Н., Балабанова С.С. Пожилой человек в центральной России // Социологические исследования. 1999. № 12.

34. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.:, 1983.

35. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. М.: Апрель, 2000. 512 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: