double arrow

Требования к уровню освоения дисциплины. Выписка из государственного образовательного стандарта


Рабочая программа

Выписка из государственного образовательного стандарта

Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов; теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии; базовые категории теоретического аппарата; характеристики основных разделов клинической психологии (специализаций) и перспективы их развития; патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы; нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы; проблема мозговой локализации психических функций; восстановление нарушенных высших психических функций; психосоматическая проблема; психологические исследования в клинике соматических заболеваний; психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции; психологические проблемы аномального онтогенеза; типы нарушений психического развития; соотношение биологического и социального в природе аномалий развития; психологическое консультирование, коррекция и психотерапия; типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека; нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти; патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания; роль клинической психологии в решении общих проблем психологии; душа и тело; мозг и психика; психологическая диагностика и воздействие; личность и ее изменения и аномалии; психопатология.

Цели курса:

– сформировать у студентов представление о предмете, теоретических основах и исследовательских проблемах клинической психологии;

– познакомить с содержанием основных разделов дисциплины: патопсихологией, нейропсихологией, соматическими и психосоматическими взаимовлияниями.

Задачи курса:

– дать представление об основных задачах дисциплины, методах диагностики, применяемых в клинической психологии: сбор анамнеза, клиническое наблюдение, клиническое интервью, психологический эксперимент, психоконсультирование, а также методах психокоррекции и психотерапии;

– показать роль клинической психологии в решении общих проблем психологии.

Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании освоения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности студент будет:

· иметь представление: о предмете клинической психологии как профессии, ее задачах, междисциплинарных связях и истории развития; об основных теоретико-методологических проблемах клинической психологии; о новых сферах применения знаний по клинической психологии в медицине, психологии, педагогике;

· знать:

– специфику клинических проявлений пограничных нервно-психических расстройств (невроза, психопатии, состояний социально-психологической дезадаптации в условиях стресса);

– основные психопатологические синдромы при эндогенных психических заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе, другой аффективной патологии и проч.) и эндогенно-органических поражениях мозга (последствиях нейроинфекций, нейротравм, интоксикаций и др.); психологические факторы декомпенсаций при этих заболеваниях;

– основные клинические и клинико-психологические проявления заболевания у больных эпилепсией, психологические основы вторичной профилактики;

– основные клинико-психопатологические и психологические критерии диагностики локально-органической патологии мозга (при сосудистых, опухолевых и атрофических заболеваниях);

– основные клинические проявления и психологические факторы этнопатогенеза и декомпенсации хронических соматических заболеваний у взрослых, детей, подростков, пожилых людей;

– психологические «мишени» для психотерапевтического воздействия при различных нервно-психических и соматических заболеваниях; этические принципы и деонтологические нормы профессиональной деятельности;

· уметь:

– пользоваться историей болезни и другой медицинской документацией; устанавливать контакт с больными и их близкими;

– самостоятельно планировать и проводить комплекс клинико-психологических и экспериментально-психологических исследований при различных формах патологии;

– самостоятельно обрабатывать статистически и интерпретировать информацию, полученную с помощью психологических методов исследования;

– сопоставлять результаты психологического исследования с данными анамнеза и данными других методов диагностики (клинической, нейрофизиологической, лучевой и др.);

– оформлять результаты психологического исследования в виде заключения для медицинской и др. документации, где должен отражать индивидуальную специфику экспериментальных данных и диагностически значимые критерии;

– разрабатывать и проводить психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия на основе оценки специфики познавательной деятельности эмоционально-волевой, мотивационной сферы, личности больных и лиц с угрозой психическому здоровью;

· иметь опыт:

– в планировании и осуществлении мероприятий (непосредственно в них участвовать) по организации психотерапевтической среды в учреждении (отделении), включая взаимодействие медицинского персонала и их родственниками;

– общении с клиентами, больными людьми разного возраста и их родственниками.


Сейчас читают про: