Интернет-ресурсы

Основные Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http:// www.еgе. edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru – федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school- collection. edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса

http:// www.ihtik.lib.ru- библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

http:/ /www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.lev ada.ru Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.old.russ.ru/ist _sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс

№ п/п Наименование раздела программы Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля. Измерители Элементы дополнительного содержания Домашнее задание Дата проведения
план факт
                     
Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка (13 часов) + 4 часа из резерва
1-3 Наука и философия   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоение нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания. Понятия: общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм,умозрительная деятельность Знать особенности различных общест-венных наук, отличия общественных наук от естественных наук. Уметь классифи-цировать группы социально-гумани-тарных наук Фронтальный опрос Их истории развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога § 1, с. 7-17; выполнить задания, с. 15. Проверь-те себя 04.09-05.09  
4-6 Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоение нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Мифологическое сознание древнего человека. Архаические представления о мире. Что такое миф? Особенности мифологичес-кого сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее). Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Философия Упанишад: мир богов и людей, учение о переселении души, карме, определяющей судьбу человека. Основные положения буддизма. Китайская мифология. Различные объяснения происхождения мира, природы. Даосизм. Конфуцианство. Греческая мифология. Возникновение философской мысли в Древней Греции. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ. Философские учения софистов (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества. Понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос Знать особенности мифологического сознания людей древности, характеризовать и анализировать древнеиндийскую и древнегреческую философии; какую роль в развитии общества Платон отводил образованию. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, сравнивать, анали-зировать, делать выводы, рационально решать познава-тельные и пробле-мные задания; участвовать в эвристи-ческой беседе, дискуссии; работать с докумен-тами; решать пробле-мные задания, делать выводы; работать в группе, выступать публично Проверка творческого задания Конфуцианство – система взглядов на человека и общество, «восьмеричный путь» в буддизме, теория Пифагора § 2, с. 17-26; Выполнить задания, С. 24. Проверь-те себя 11.09-12.09  
7-9 Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоение нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Кризис средневековых представ-лений о человеке и обществе. Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о сущности общества и его устрой-стве, общественном договоре. Проблема равенства у Ф. М. А. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Идея естественного догосударст-венного состояния общества в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Взгляды Б. Спинозы на общество, государство, свободу. Взгляды на идеальное общество предшественников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампа-неллы (XVI в.). Проекты справед-ливого устройства общества А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Трудовая теория стоимости А. Смита. Закон народонаследия Т. Мальтуса. Становление социологии как науки: О. Конт, Г. Спенсер. Социологические теории. Абсолютизация государства Г. Гегелем. «Философия права». Различие между гражданским обществом и государством. Диалектический метод Гегеля. К. Маркс, Ф Энгельс – осново-положники нового философского мировоззрения. Предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм. Марксизм как альтернатива запад-ному пути развития общества. Понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, технократизм, экзистенциализм, социальная статика, социальная динамика Знать, характе-ризовать и анали-зировать средне-вековые предс-тавления о человеке и обществе; проследить изменения во взгля-дах на общество и человеке в Новое и Новейшее время. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следс-твенные связи изучаемых социал-ьных объектов Тесто-вый кон-троль Учение К. Маркса о способе производст-ва, приба-вочной стоимости, современ-ные теории в общест-вознании § 3, с. 26-38; выпол-нить задания, с. 36. Проверь-те себя 18.09-19.09  
10-13 Из истории русской философской мысли   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России. Понятия: цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип Знать и характе-ризовать общес-твенную мысль России, анали-зировать фило-софские искания XIX века и русскую философскую мысль XX века. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфо-рмации по теме, сравнивать, анали-зировать, делать выводы; участвовать в дискуссии; работать с документами Устный опрос Наследие Владимира Мономаха, Ю. Крижанич § 4, с. 38-47; выпол-нить задания, с. 45. Написать эссе 25.09-26.09  
14-15 Деятель-ность в социально-гуманитар-ной сфере и профессио-нальный выбор   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Профессии: политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог Знать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля, характеризовать основные профессии социально-гуманитарного профиля. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, формулировать на основе приоб-ретенных социально-гуманитарных знаний собственные суж-дения и аргументы по определенным проб-лемам: «профессия», «должность», «про-фессия социально-гуманитарного про-филя», «профес-сиограмма» Эссе Выяснить и обсудить потребности современ-ного общества в специалис-тах социально-гуманитарного профиля Выучить § 5-6, с. 48-66; составить профес-сиограм-му 02.10-03.10  
  Социально-гуманитар-ные знания и профес-сиональная деятель-ность   Систематизация и обобщение учебного материала Тес-товый конт-роль С. 65-70 09.10-10.10  
Общество и человек (20 часов) + 2 часа из резерва
17-19 Происхождение человека и становление общества   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Наука о происхождении человека. Становление общества. Понятие об обществе. Необходимость изучения общества. Сведения о научных отраслях, изучающих человека и общество. Науки об обществе. Общество как сложная и динамическая система. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества. Понятии: человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура Знать и характе-ризовать теории происхождения человека и станов-ления общества, объяснить осо-бенности челове-чества как результат биологической и социальной эволю-ции. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло-жения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следст-венные связи изучаемых социальных объектов Схемы, документы Современные теории происхождения человека, нетради-ционный взгляд на проблему зарождение человека § 7, с. 70-80; выпол-нить задания, с. 78-79. Проверь-те себя 16-17.10  
20-21 Сущность человека как проблема философии   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Великая тайна – человек. Человек – биосоциальная система. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Понятия: человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни Знать и характе-ризовать сущность человека как проблему фило-софии; анали-зировать социальную сущность деятел-ьности человека, выяснить роль и значение мышления в жизни человека, соотносить между собой такие понятия, как мышление и язык; характеризовать историю возник-новения и развития фило-софской антропо-логии. Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы Устный опрос. Схемы, документы Анализировать общество как форму совместной жизнидеятельности людей § 8, с. 80-90; вы-полнить задания, с. 88. Про-верьте себя 22-23.10  
22-24 Общество и общественные отношения   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения. Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа Знать и характеризовать общество, социальные взаимодействия и общественные отношения; разбираться отличиях общества от социума. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания Тес-товый конт-роль. Схемы, документы   § 9, с. 90-99; выпол-нить задания, с. 97. Про-верьте себя 30-31.10  
25-26 Общество как развивающаяся система   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость т стабильность. Понятия:«общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция» Знать и характе-ризовать системное строение общества, выделять особенности социаль-ной системы, ее подсистемы и элементы, проана-лизировать процессы измен-чивости и стабиль-ности общества. Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соот-ветствия между существенными чер-тами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргу-менты и выводы Устный опрос   § 10, с. 99-108; выполнить задание №3, с. 107. письмен-но 14-15.11  
27-29 Типология обществ   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур. Понятия: традиционное общество, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типов, социальный контракт Знать и характе-ризовать типологию обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологи-ческого и социально-конкретного уровней. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами Тес-товый конт-роль. Характери-зовать типы обществ с точки зрения социально-философс--кого, историко-типологи-ческого и сициально-конкретно-го уровней Выучить § 11-12, с. 109-126; выпол-нить зада-ния, с. 126. Проверь-те себя 20-21.11  
30-32 Историчес-кое разви-тие челове-чества: поиски социаль-ной макро-теории   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. Понятия: цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип Знать и характери-зовать два подхода к изучению истории: цивилизационный и формационный, обсу-дить смысл и направ-ленность общест-венного развития, исследовать типо-логию цивилизаций. Уметь работать в группе, выступать публично, формули-ровать на основе приобретенных социально-гумани-тарных знаний собственные сужде-ния и аргументы по определенным проблемам Фронтальный опрос Учения философов о цивилизационном подходе § 13, с. 126-136; выполнить задание №3, с. 134. письмен-но 27-28.11  
33-35 Историчес-кий про-цесс   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности. Понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса Знать и характе-ризовать смысл и направленность исторического процесса, роли его участников, выяснить типы социальной динамики, иссле-довать факторы изменения социума. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводу; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук Устный опрос Философия истории. Исследо-вать факто-ры изменения социума § 14, с. 136-146; выпол-нить задания рубрики «Порабо-тайте с источни-ками» 4-5.12  
36-37 Проблема общественного прогресса   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Прогресс и регресс. Протии-воречивость прогресса. Кри-терии прогресса. Многообразие путей форм общественного развития. Понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерий прогресса Знать и характери-зовать особенности общественного прог-ресса, анализировать его критерии, пока-зать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчер-кнуть противорече-вость общественного прогресса. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, сравнивать, анализи-ровать, делать выво-ды, рационально решать познаватель-ные и проблемные задания Тес-товый конт-роль. Историческая альтернатива § 15, с. 147-156; выпол-нить задания, с. 154. Проверь-те себя 11-12.12  
38-40 Свобода в деятельности человека   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество. Понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество Знать и характеризо-вать роль свободы и необходимости в человеческой деятельности, соот-носить понятия: «свобода» и «произ-вол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора. Уметь участвовать в дискуссии; работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приоб-ретенных социально-гуманитарных знаний собственные сужде-ния и аргументы по определенным проб-лемам Устный опрос Проблема «деиндиви-дуализа-ции», «предоп-ределения» § 16, с. 157-163; выпол-нить задания, с. 163. Проверь-те себя 18-19.12  
  Общество и человек   Проверка и оценка знаний         С. 163-169 25-26.12  
Деятельность как способ существования людей (14 часов) + 4 часа из резерва
42-43 Деятель-ность людей и ее многооб-разие (урок-исследова-ние)   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Деятельность человека: сущность и структура деятель-ности. Деятельность как способ челове-ческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, инте-ресы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Понятия: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия Знать и характеризо-вать социальную сущность деятель-ности человека, потребности и моти-вы; разбираться в типологии деятель-ности. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло-жения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следствен-ные связи изучаемых социальных объектов Устный опрос Выяснить природу и особенности творческой декятельности. Бессознательное в деятельности § 17, с. 168-179; выпол-нить задания, с. 177. Проверь-те себя 15-16.01  
44-46 Слдержа-ние и формы духовной деятельности   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека. Понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология Знать и характеризо-вать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, срав-нивать, анализиро-вать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания Устный опрос Анализ особеннос-тей духов-ной дея-тельности § 18, с. 179-187; выпол-нить зада-ния, с. 186-187. Проверь-те себя 22-23.01  
47-49 Трудовая деятель-ность   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. Понятия: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства Знать и харектеризо-вать сущность и осо-бенности трудовой деятельности людей, познакомиться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме; работать в группе, выступать публично Пись-менный опрос Исследо-вать перс-пективы развития социально-го парт-нерства в России. Резюме § 19, с. 192-203; выпол-нить зада-ния, с. 201. Проверь-те себя 29-30.01  
50-52 Политичес-кая деятель-ность   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть. Понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, властвование, харизма Знать и характеризо-вать политическую деятельность, сопос-тавлять понятия «власть» и «полити-ка», анализировать типологию властных отношений. Уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; рабо-тать в группе, высту-пать публично; фор-мулировать на основе приобретенных соци-ально-гуманитар-ных знаний собственные суждения и аргумен-ты по определенным проблемам Тесто-вый конт-роль Задуматься над пробле-мами ленитимно-сти власти §20, с. 203-211; выпол-нить зада-ния, с. 211. Проверь-те себя 5-6.02  
  Деятель-ность как способ существо-вания лю-дей   Проверка и оценка знаний   Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме Тесто-вый конт-роль   С. 211-216 12-13.02  
Сознание и познание (14 часов) + 4 часа из резерва
54-55 Проблемы познавае-мости мира   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Бытие и познание. Познаватель-ность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное поз-нание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувст-венного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания. Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм Знать и характеризо-вать познавательную деятельность, обсу-дить проблему позна-ваемости мира. Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; и разли-чать факты и мнения, аргументы и выводы Устный опрос Мыслители прошлого о проблеме познания мира § 21, с. 216-224; выпол-нить зада-ния, с. 224-226. Проверь-те себя 19-20.02  
56-57 Истина и ее критерии   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Понятия: эмпиризм, рационизм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий Знать и характеризо-вать основные под-ходы к пониманию истины и ее крите-риев, анализировать абсолютную и отно-сительную истину, соотносить истину и заблуждение. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло-жения и понятия фи-лософских наук древ-ности; объяснять причинно-следствен-ные связи изучаемых социальных объектов Устный опрос Мыслители прошлого в спорах об истине § 22, с. 227-236; выпол-нить зада-ния, с. 234. Проверь-те себя 26-27.02  
58-60 Многообразие путей познания мира   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Народная мудрость. Познание средствами искусства. Понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука Знать, характеризовать и анализировать виды и уровни человеческих знаний. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы Тесто-вый конт-роль Паранаука: «за» и «против» § 23, с. 236-246; выпол-нить зада-ния, с. 247-248, руб-рики «Пора-ботайте с источ-никами» 5-6.03  
61-62 Научное познание   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепление нового материала Особенности научного познания. Уровни научного знания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции. Научное мышление и современный человек. Теория как форма научного познания. Методы научных исследований. Наука о человеке и обществе. Виды познания: обыденное, научное, образное, философское. Понятия: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент. моделирование Знать и характеризовать сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы Устный опрос Практичес-кое ознакомление с методами научного познания § 24, с. 248-258; выполнить задания, с. 256. Проверь-те себя 12-13.03  
63-64 Социальное познание   Знакомство с новым учебным материалом. Закрепление нового материала Социальные и гуманитарные знание. Виды человеческих знаний. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социального познания. Идеальный тип – инструмент научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальное науки и гуманитарное знание. Понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, культурный контекст, идеальный тип, конкретно-исторический подход Знать и характеризовать сущность и особенности социального познания, раскрывать проблемы социальных и гуманитарных наук. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы Устный опрос Методы социального познания § 25 С258-268; выполнить задания, с. 267. Проверь-те себя 19-20.03  
65-66 Знание и сознание   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепление нового материала Сознание. Сознание индивидуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Практическое и обыденное сознание. Понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение Знать и понимать сущность категорий «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденные. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы Устный опрос Сопоставление общественного и индивидуального § 26, с. 269-278; выполнить задания, с. 277. Проверьте себя 02-03.04  
67-69 Самопоз-нание и развитие личности   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности. Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, идентичность Знать и характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя. Уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формули-ровать на основе приобретенных социально-гуманитар-ных знаний собствен-ные суждения и аргу-менты по определ-енным проблемам Устный опрос Самопознание § 27, с. 279-286; выполнить задания, с. 286. Проверь-те себя 09-10.04  
  Сознание и познание   Проверка и оценка зна-ний     Тесто-вый конт-роль   С. 287-290 16-17.04  
Личность. Межличностные отношения (22 часов) + 9 часов из резерва
71-73 Индивид, индиви-дуальность, личность   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Личность, индивид, индивидуальность. Структура личность. Понятия: индивид, индивидуальность, личность, экзистенциализм, Ид, Эго, супер-Эго Знать и характеризо-вать существенные черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личнос-ти. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов Схемы, табли-цы, доку-менты Концепции личности § 28, с. 290-300 выпол-нить зада-ния, с. 299. Проверь-те себя 23-24.04  
74-75 Возраст и становление личности   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Периодизация развития личности. Возраст и становление внутреннего мира. Понятия: персонализация, адаптация, рефлексия, универсализация, интенциальность Знать и характеризо-вать периоды разви-тия личности, анали-зировать процесс становления личнос-ти. Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями Устный опрос Ваш творческий возраст § 29, с. 301-310; выпол-нить зада-ния, с. 308. Проверь-те себя 30.04-01.05  
76-78 Направ-ленность личности   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Социальное поведение. Структура направленности личности. Жизненные цели. Социальная установка. Понятия: социальная установка, направленность личности, альтруизм, идеалы, убеждения, фрустрация Знать основные виды направленности личности, характери-зовать социальное поведение личности, объяснять мотивы поведения личности, выяснить особеннос-ти жизненных целей человека, его соци-альные установки. Уметь различать факты и мнения, аргументы и выводы; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук Тесто-вый конт-роль Проблема нравствен-ной уста-новки лич-ности § 30, с. 311-320; выпол-нить зада-ния, с. 318. Проверь-те себя 07-08.05  
79-81 Общение как обмен информацией   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Коммуникация или общение. Средства общения. Невер-бальное общение. Особенности общения в современном мире. Понятия: общение как обмен информацией, коммуникация, невербальное общение, хронотоп Знать и объяснять процесс общения как обмен информацией, сопоставлять процесс общения и процесс коммуникации, харак-теризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в про-цессе коммуникации, описать вербальное и невербальное обще-ние. Уметь осуществлять комплексный поиск; работать с докумен-тами; работать в группе, выступать публично, участво-вать в дискуссии, формулировать на основе приобретен-ных социально-гума-нитарных знаний собственные сужде-ния и аргументы по определенным проблемам Устный опрос Выяснить особенности общения в современ-ном общес-тве § 31 с. 320-329; выпол-нить зада-ния, с. 327-329, руб-рики «Порабо-тайте с источни-ками» 14-15.05  
82-84 Общение как взаимо-действие   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Две стороны взаимодействия. Стратегия взаимодействия в процессе общение. Общение в юношеском возрасте. Формы юношеского общение. Понятия: конкуренция, интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт Знать и характеризо-вать процесс общения как межличностное взаимодействие, описать и проанали-зировать типы взаи-модействия, выявить особенности общения в юношеском возрас-те. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информа-ции по теме, сравни-вать, анализировать, делать выводы, ра-ционально решать познавательные и проблемные задания Устный опрос Анализ процесса общения Выучит § 32 с. 329-340; выпол-нить зада-ния, с. 338-340 14-15.05  
85-87 Общение как понимание   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Восприятия. Как происходит восприятие. Стереотипы и эффекты восприятии. Понятия: идентификация, эмпатия, стереотип, социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия, казуальная атрибуция Знать и характеризо-вать процесс общения как процессы взаимо-восприятия в процесс-се общения, описать эффекты и стерео-типы межличностного восприятия. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществовендчес-кими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргу-менты и выводы; раскрывать на при-мерах важнейшие теоретические положения Устный опрос Искусство общения § 33, с. 340-349; выпол-нить зада-ния, с. 348. Проверь-те себя 19-20.05  
88-90 Малые группы   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Малая группа. Какими бывают группы. Референтные группы. Межличностные отношения в группах. Интеграции в группах разного уровня развития. Понятия: малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, социометрия, деиндивидуализация Знать и характеризо-вать отличительные черты малой группы, описывать и анализи-ровать виды малых групп, выявить осо-бенности межлич-ностных отношений в малых группах. Уметь осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной пробле-матике; применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач Устный опрос Социомет-рия на практике § 34 с. 349-360; выпол-нить зада-ния, с. 359. Проект «Мой класс» 21-22.05  
91-92 Групповая сплочен-ность и конфор-мное поведение   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Межличностная совместимость. В чем выражается групповая сплоченность. Конформость. Понятия: групповая сплоченность, конформность, нонконформность, самоопределение личности Знать и характеризо-вать межличностную совместимость, групповую сплочен-ность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конфор-много поведения в группе. Уметь характеризо-вать с научных по-зиций основные со-циальные объекты; применять гуманитар-ные знания в процесс-се решения познава-тельных и практи-ческих задач Устный опрос Практичес-кие иссле-дования уровня сплочен-ности коллектива § 35, с. 361-370; выпол-нить зада-ния, с. 368. Проверь-те себя. Создать минип-роект «Наше полезное дело» 24-25.05  
93-94 Групповая дифференциация и лидерство   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Положение личности в группе. Лидерство. Лидерские роли. Стили лидерства. Взаимоотношения в ученических группах. Понятия: групповая дифференциация, лидерство, лидер, стиль лидерства Знать и характеризо-вать сущность групповой дифферен-циации, описать сти-ли лидерства, заду-маться над природой и сущностными чер-тами лидера. Уметь характеризо-вать с научных позиций основные социальные объекты; применять гуманитар-ные знания в процесс-се решения познава-тельных и практичес-ких задач Тесто-вый опрос Анализ взаимоот-ношений в ученичес-ких групп-пах § 36, с. 370-380; выпол-нить зада-ния, с. 376. Проверь-те себя 26.05  
95-97 Семья как малая группа   Знакомство с новым учебным материа-лом. Усвоние нового учебного материала. Закрепле- ние нового материала Особенности семьи как малой группы. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. Понятия: гендер, гендерное поведение, многопоколенная семья, гендерные различие, личностные ресурсы семьи, стиль воспитания Знать и характеризо-вать семью как малую группу, познако-миться с психологией семейных отношений, выяснить и проанали-зировать проблемы семейного воспита-ния, описать особен-ности гендерного поведения. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информа-ции по теме, сравни-вать, анализировать, делать выводы, ра-ционально решать познавательные и проблемные задания Устный опрос Анализ стилей семейного воспита-ния. Проб-лемы сов-ременной семьи. Феминизм § 37, с. 380-390; выпол-нить зада-ния, с. 389, рубрики «Порабо-тайте с источни-ками» 27.05  
98-99 Антисо-циальные и криминаль-ные моло-дежные группы   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы. Понятия: анисоциальная субкультура, криминальные группы, криминогенные группы, дедовщина Знать и характеризо-вать антисоциальные группы, проанали-зировать явления «дедовщины», заду-маться над опас-ностью криминаль-ных групп. Уметь осуществлять индивидуальные и групповые и учебные исследования по социальной пробле-матике; характери-зовать с научных позиций основные социальные объекты Фронтальный опрос Нефор-мальные молодеж-ные групп-пировки: «за» и «против» § 38 с. 390-400; выпол-нить зада-ния, с. 399. Проверь-те себя 28.05  
100-101 Конфликт в межличностных отношениях   Знакомство с новым учебным материа-лом. Закрепле- ние нового материала Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты. Понятия: конфликтная ситуация, инцидент, соперничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры, конфликт Знать и характеризо-вать сущность и при-роду конфликта, рассмотреть проб-лемы межличност-ного конфликта, опре-делить пути конст-руктивного разреше-ния конфликта. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной инфор-мации по теме, срав-нивать, анализиро-вать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания Устный опрос Анализ конфликта § 39, с. 400-410; выпол-нить зада-ния, с.410-415. Соста-вить па-мятку «Пове-дение с учителя-ми» 29.05  
  Конфликты в межлич-ностных отноше-ниях. Обобщение по курсу «Общест-вознание» за 10 класс. Личность. Межличностные отношения   Проверка и оценка знаний     Конт-рольное тести-рование     30.05  

Календарно-тематический план курса «Обществознание».11 класс.

Тема урока ч Обязательный минимум содержания образования Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля. Дата проведения
план факт
  Введение.   Что изучает курс «Обществознание». Сферы общества: социальная, политическая, духовная. ЕГЭ по обществознанию. Структура, содержание, особенности выполнения работы. Знакомство с проектом демо-версии Знать основные обществоведче­ские термины, характеризовать изученные социальные объекты и процессы Проверочная работа 02.09  
Раздел 1. Социальное развитие современного общества (26 часов).  
2-3 § 1. Социаль­ная структура и социальные отношения.   Социальная стратифи­кация; социальная стратификация по Марксу, по Веберу, социальная мобиль­ность и социальные «лифты», люмпены и маргиналы, тенден­ции в развитиях соци­альных отношений. Знать основные положения по теме урока: что такое социальная дифференциация; как связаны по­нятия «социальная стратифика­ция» и «социальное неравенство»; три вида социальной стратифика­ции; какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов; какие основания соци­альной стратификации были вы­двинуты М. Вебером; что в социо­логии понимается под социальной мобильностью; какие «лифты», по мнению П. Сорокина, способст­вуют социальным перемещениям человека. Понимать, почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают анта­гонистический характер; чем ста­тусная группа отличается от клас­са; какие тенденции в развитии социальных отношений характер­ны для различных групп стран; в чем различие маргиналов от люм­пенов. Вид контро­ля: выбороч­ное оценива­ние. Измерители: ответы на вопросы. 03.09 04.09  
4-5 § 2. Соци­альные ин­ституты.   Социальный институт, типы социальных ин­ститутов, функции со­циальных институтов, социальная инфра­структура Знать основные положения по теме урока: основные признаки понятия «социальный институт»; что такое инфраструктура в широ­ком и узком значениях этого тер­мина. Понимать, что такое институализация; что лежит в основе типоло­гии социальных институтов; как связаны потребности общества и функции социальных институтов. Уметь привести примеры глав­ных и неглавных социальных ин­ститутов; показать на конкретном примере различие между явными и скрытыми функциями социаль­ных институтов. Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы. 09.09 10.09  
6-7 § 3. Роль экономики в жизни об­щества.   Экономика как под­система общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структу­ра общества. Эконо­мика и политика. Эко­номика и культура Знать основные положения по теме урока: каковы место и роль экономики в жизни общества; какие экономические институты и механизмы способствуют дви­жению общества к более высоко­му уровню благосостояния; может ли рыночная экономика способст­вовать развитию демократии, гра­жданского общества. Понимать, от чего зависит богат­ство и процветание страны; влияет ли государственная политика на условия функционирования ры­ночной экономики. Уметь объяснять, каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социаль­ной дифференциации общества; раскрывать роль культуры в раз­витии цивилизованной рыночной экономики. Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы 11.09 16.09  
8-9 § 4. Соци­альные ста­тусы и роли.   Социальный статус личности. Социальные роли личности. Со­циализация личности. Социальная адаптация. Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности и чем он опреде­ляется; какие позиции включает прирожденный статус, достигае­мый статус; что такое статусная роль; как относятся реальное по­ведение человека и его статусная роль; какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус; в чем заклю­чается процесс социализации. Понимать, в чем сущность роле­вого конфликта; какова роль семьи в социализации личности; какое влияние на становление личности оказывает школа. Уметь раскрывать особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте; показать противоречивое воздействие на человека средств массо­вой информации. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы. 17.09 18.09  
10-11 §5. Социаль­ные ценно­сти и нормы.   Социальные ценности и нормы. Социальные регуляторы. Знать основные положения по теме урока: какова роль социаль­ной нормы; какую моральную про­блему выражают формулой «знаю, как надо, а поступаю, как хочу». Понимать, чем ценность отлича­ется от нормы; как соотносятся принципы морали и нормы мора­ли; в чем основные особенности моральной нормы; в чем состоит специфика правового регулирова­ния социальных отношений. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы 23.09 24.09  
12-13 §6. Откло­няющееся поведение и социаль­ный кон­троль   Отклоняющееся пове­дение. Преступность. Социальный контроль. Знать основные положения по теме урока: в чем заключаются причины отклоняющегося поведе­ния; что такое социальный кон­троль. Понимать, в чем социальная опасность преступности; в чем со­стоит значение самоконтроля. Уметь объяснять, почему орга­низованная преступность пред­ставляет особую опасность для личности, общества, государства. Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы. 25.09 30.09  
14-15 § 7. Соци­альные инте­ресы и фор­мы социального взаимодействия.   Социальные интересы. Формы социального взаимодействия. Со­циальный конфликт Знать основные определения по­нятий; что является общей причи­ной социальных конфликтов. Уметь раскрывать содержание понятия «социальный интерес»; отвечать на вопросы, давать соб­ственную оценку, приводить соб­ственные примеры; характеризо­вать соперничество как форму со­циального взаимодействия; назы­вать основные методы разрешения конфликта и приводить примеры на каждый вид. Выборочное оценивание. Самокон­троль. Взаимокон­троль. Тест. Ответы на вопросы 01.10 02.10  
16-17 § 8. Этнос и нация.   Нация и националь­ность. Этническое многообразие совре­менного мира. Знать основные понятия и тер­мины; чем различаются определе­ния понятия «этнос». Уметь объяснять, что служит подтверждением этнического мно­гообразия современного человече­ства; отвечать на вопросы. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы. 07.10 08.10  
18-19 § 9. Межэт­нические отношения и националь­ная политика.   Межэтническое со­трудничество. Межна­циональные конфлик­ты. Регулирование межэтнических отно­шений. Конституци­онные основы госу­дарственной нацио­нальной политики Рос­сийской Федерации. Знать основные положения по теме урока: что такое межэтниче­ские конфликты, их основные причины; каковы пути предупре­ждения и преодоления межэтниче­ских конфликтов. Понимать, какова сущность двух тенденций в развитии межэтниче­ских отношений; в чем заключает­ся сущность межнационального сотрудничества. Уметь назвать уровни межэтни­ческих отношений, показать об­щее и различное в этих уровнях; привести примеры проявлений двух тенденций в развитии межэт­нических отношений; характери­зовать принципы национальной политики РФ. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы. 09.10 14.10  
20-21 § 10. Демо­графия со­временной России.   Современная демо­графическая ситуация в Российской Федера­ции. Демографическая политика в России. Знать основные положения по теме урока: какие проблемы изу­чает демография; какие направле­ния демографической политики государства объявлены приори­тетными. Понимать, в чем состоит необхо­димость продуманной политики государства в сфере демографии. Уметь характеризовать основные тенденции изменения народонасе­ления в Российской Федерации. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы. 15.10 16.10  
  § 11. Инсти­тут семьи и брака.   Семья как социальный институт. Социальный институт брака. Тра­диционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в со­временном мире. Го­сударственная поли­тика поддержки семьи Знать, какие нормы регулируют отношения в семье. Понимать, почему для понима­ния семьи как социального инсти­тута большое значение имеет ана­лиз ролевых отношений; что мож­но отнести к традиционным се­мейным ценностям; в чем заклю­чается государственная поддержка семьи. Уметь объяснять, каково соци­альное назначение института бра­ка; объяснять, какие изменения переживает семья в современном мире. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы 21.10  
  § 12. Быт и бытовые отношения.   Социально-бытовые интересы. Материаль­но-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых от­ношений. Урбаниза­ция и быт Знать, в чем заключается осо­бенность социально-бытовых интересов по сравнению с други­ми социальными интересами че­ловека; какие объективные и субъ­ективные факторы влияют на раз­витие социально-бытовых инте­ресов. Понимать, по каким основаниям классифицируют социально-бытовые отношения; какие типы выделяют на основе каждого из них; каковы основные состав­ляющие материально-вещест­венной среды обитания человека; что такое культура бытовых от­ношений. Уметь раскрывать содержание понятия «быт»; объяснять, как ур­банизация влияет на быт. Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы 22.10 .
  § 13. Моло­дежь в со­временном обществе   Молодежь как соци­альная группа. Граж­данское совершенно­летие. Образование и -профессиональная подготовка. Начало трудовой дея­тельности. Молодеж­ная субкультура Знать основные положения по теме урока: какие права и обязан­ности приобретает гражданин на­шего государства, достигнув со­вершеннолетия; как меняются в молодые годы социальные роли и статусы человека; что свойст­венно неформальным молодеж­ным объединениям. Уметь объяснять, каковы основ­ные психологические особенности юношеского возраста. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы. 23.10  
  § 14. Соци­альная струк­тура российского обще­ства.   Российское общество сегодня: социальный срез. Тенденция разви­тия социальных отно­шений в нашем обще­стве. Конституцион­ные основы социаль­ной политики. Государственные стратегии борьбы с бедностью. Знать основные понятия и тер­мины; чем характеризуются соци­альная стратификация современ­ного российского общества. Понимать главные направления борьбы с бедностью. Уметь отвечать на вопросы. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы 28.10  
  Повторение «Социальное развитие современного общества».   Общество - совокуп­ность различных со­циальных институтов. Положение человека в обществе. Формы со­циального взаимодей­ствия. Нация. Межна­циональные отноше­ния. Молодежь. Рост социальной диффе­ренциации. Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, объяс­нять свою точку зрения, обосно­вывать известные; работать с тек­стом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный ма­териал для решения познаватель­ных задач. Самокон­троль. Взаи­моконтроль. Самостоя­тельная работа. 29.10  
  Тематическое тестирование по материалам ЕГЭ.     Знать основные положения раз­дела. Уметь отвечать на вопросы; ха­рактеризовать изученные соци­альные объекты; приводить собст­венные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. Контрольная работа. 30.10  
Раздел 2. Политическая жизнь современного общества - 30 часа.  
28-29 § 15. Поли­тическая система и политиче­ский режим.   Политические систе­мы: общая характери­стика. Политические системы диктаторско­го типа. Политический режим. Знать, что такое политическая система; что такое политический режим; как соотносятся между со­бой политическая система и поли­тический режим; основные разно­видности и базовые характеристи­ки авторитарных политических систем. Уметь объяснять, каковы струк­турные элементы политической системы. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы. 11.11 12.11  
30-31 § 16. Демо­кратия   Принципы и ценности демократии. Парла­ментаризм. Проблемы современной демо­кратии. Знать признаки и ценности де­мократии, как связаны они между собой. Понимать, почему парламента­ризм называют парламентской де­мократией. Выборочное оценивание. Тест. Ответы на вопросы. 13.11 18.11  
32-33 § 17. Госу­дарство в политиче­ской системе

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: