double arrow

ПЛАТОН (427-347 до н.э.)

[описание демократического государства, превращение демократии в тиранию]

ПЛАТОН ГOCУДАРСТВО

Собр. соч.: В 4 т. Пер. с древнегреч. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Авт. вступ. ст. и ст. в прим. А.Ф. Лосев. Прим. А.А. Тахо-Годи.

М: Мысль, 1994. Т. З. С. 79-420. (Философское наследие. Т. lJ7)

Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию [557а, с. 343]...

Казалось бы, это самый лучший государственный строй. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее. Вероятно, многие, подобно детям и женщинам, любующимся всем пестрым, решат, что он лучше всех [557с]...

В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен, не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять, либо судить, ты все [557е] же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову...

Разве не великолепно там милосердие в отношении некоторых осужденных? Или ты не видел, как при таком государственном строе люди, приговоренные к смерти или к изгнанию, тем не менее остаются и продолжают вращаться в обществе, словно никому до него нет дела и никто его не замечает, разгуливает такой человек прямо как полубог [558а]... Эта снисходительность вовсе не мелкая подробность демократического строя, напротив, в этом сказывается презрение ко всему тому, что мы считали [с. 344] важным, когда основывали наше государство. Если у человека, говорили мы, не выдающаяся натура, он никогда не станет добродетельным, то же самое, если с малолетства - в играх и в своих занятиях - он не соприкасается с прекрасным. Между тем демократический строй, высокомерно поправ все это, нисколько не озабочен тем, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается [558Ь] почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе....

Эти и подобные им свойства присущи демократии - строю, не имеющему должного управления, но приятному и разнообразному. При нем существует своеобразное равенство - уравнивающее равных и неравных. [558с, с345]

... Давай рассмотрим, каким образом возникает тирания. Что она получается из демократии, это-то, пожалуй, ясно.... Как из олигархии возникла демократия, не так же [562а] ли и из демократии получается тирания?...

Благо, выдвинутое как конечная цель - в результате чего и установил ась олигархия, - было богатство... А ненасытное стремление к богатству и пренебрежение всем, кроме наживы, погубили олигархию. Так вот, и то, что определяет как благо демократия и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушает.... В демократическом государстве только [562Ь] и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе.... Так вот,... такое ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании.... Когда во главе государства, где демократическиЙ [562с] строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не предоставляют всем полной свободы, и обвиняет их в мерзком олигархическом уклоне.... Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают как в частном, так и в общественном обиходе. [562d] Разве в таком государстве свобода не распространится неизбежно на все? [с. 350]

Она проникнет... и в частные дома, а в конце концов неповиновение привьется даже животным.... Отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а сын - вести себя наподобие отца, там не станут почитать и бояться родителей (все под предлогом свободы!), переселенец уравняется с коренным гражданином, а гражданин - [562е] с переселенцем, то же самое будет происходить и с чужеземцами....

А кроме того, разные другие мелочи: при таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников. Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и в делах, а старшие, приспособляясь к молодым и подражая им, то и дело острят и балагурят, чтобы не [563а] казаться неприятными и властными....

Но крайняя свобода для такого государства состоит в том, что купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели. Да, мы едва не забыли сказать, какое равноправие и свобода существуют там у женщин по отношению к мужчинам и у мужчин по отношению к женщинам [563Ь]....

А насколько здесь свободнее, чем в других местах, участь животных, подвластных человеку, - этому никто не поверил бы, пока бы сам не увидел,

... лошади и ослы привыкли здесь выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги! Так-то вот и все остальное преисполняется свободой [563с].... _

Если собрать все это вместе, самым главным будет... то, что душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они... тем, что перестанут [с. 351] считаться даже с законами - писаными или [563d] неписаными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти.

... Именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает... тирания.... В самом деле, все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону, будь то состояние [563е] погоды, растений или тела. Не меньше наблюдается это и в государственных устройствах.... Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного ' человека, и для государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством.... Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство [564а, с. 352].

Иван IV Грозный (1530-1584)

[о способах осуществления единоличной власти]

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КНЯЗЮ А.М КУРБСКОМУ Послания Ивана Грозного. М.; Л, 1951

Властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться... Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели... царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А Ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее!..

Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? (...)

Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро, а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит для устрашения злодеев и ободрения добродетельных...

Священническая... власть требует строгих запретов словом за вину и зло... царской же власти позволено действовать страхом и запрещением и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей. Так пойми же разницу между... священничеством и царской властью... Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это совершенно исключено! Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам это подобает. Уразумей поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!..

Жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить...

А мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумывали, если же ты вспоминаешь о изменниках и чародеях, то ведь таких собак везде казнят.

Было мне в это время восемь лет, и так подданные наши достигли осуществления своих желаний - получили царство без правителя... И чего только они не натворили!.. Всех подданных считали своими рабами своих же рабов сделали вельможами, делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили беспорядки, от всех брали безмерную мзду и в зависимости от нее поступали и говорили... В этом ли состоит достойная служба нам наших бояр и воевод, что они, собираясь, без нашего ведома, в такие собачьи стаи, убивают наших бояр, да еще наших родственников? И так ли душу свою за нас полагают, что всегда жаждут отправить душу нашу из мира сего в вечную жизнь? Нам велят свято чтить закон, а сами нам в этом последовать не хотят! Что же ты, собака, гордо хвалишься и хвалишь за воинскую доблесть других собак-изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «Если царство разделится, то оно не сможет устоять», кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобными распрями? Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем...

Вы не отказались от своих коварных привычек, снова вернулись к прежнему и начали служить нам не честно, попросту, а с хитростью... начали... советоваться тайком от нас, считая нас неразумными: бояр, из-под нашей же власти выводя, приучали... прекословить нам и в чести... почти что равняли с нами. И так мало-помалу это зло окрепло, и стали вам возвращать вотчины и города, и села, которые были отобраны от вас по уложению нашего деда, великого государя, и которым не надлежит быть у вас, и те вотчины, словно ветром разметав, беззаконно раздали, нарушив уложение нашего деда, и этим привлекли к себе многих людей...

Поп Сильвестр... ушел по своей воле, мы же его с благословением отпустили не потому, что устьщились его, но потому, что я хочу судиться с ним не здесь, а в будущем веке, перед агнцем Божьим, которому он всегда служил, но, презрев, по коварству своего нрава, причинил мне зло, в будущей жизни хочу с ним судиться за все страдания мои душевные и телесные...

Что же касается мирских людей, бывших под нашей властью, то мы наказали их по их изменам: сначала никого не осудили на смертную казнь, но всем, кто не был с ними заодно, повелели их сторониться, это повеление провозгласили и утвердили крестным целованием...

До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем...

Изменников повсюду ожидает расправа и немилость... А за ту вашу службу, о которой говорилось выше, вы достойны многих казней и опалы, но мы еще милостиво вас наказали...


[1] Андреева И.С.. Вековая мечта человечества // Трактаты о вечном мире / Предисл.

Ф.В. Константинова. Вводная ст. и прим. И.С. Андреевой. М.: Соцэкгиз,. 1963. С. 22-23.

[2] Амфиктионы, лукумоны, ферии, цитеи - союзы племен и городов-государств, сощававшиеся для совместной охраны общего святилища, где хранились сокровища, происходили межплеменные празднества и т.п. Ахейский Союз - союз древнегреческих городов-государств, сложившийся в III в. до н.Э., В котором было общее союзное гражданство, единая система монет, мер и веса. Сообщество германских государств - Свяи\еllная Римская империя германской нации. Гельветическая лига - союз Швейцарских кантонов (Гельвеция - латинское название Швейцарии). Генеральные штаты парламент Нидерландов.

[3] Император так называемой Священной Римской империи германской нации.

[4] Папа Римский.

[5] Votum curiatum (лат.) - подача голосов курией князей.

[6] В первом случае имеются в виду республики Древней Греции, во втором - римская республика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: