Способы минимизации морального риска

1) осуществлением особо тщательного подбора кандидатов; 2) классификацией клиентов по группам риска (с соответственной дифференциацией страховых взносов);

3) заключением договора, предусматривающего только частичное возмещение ущерба (разделение с клиентом опасности морального риска);

4) полным отказом от договоров по страхованию клиентов, входящих в группы повышенного риска (наркоманов, душевнобольных, водителей, неоднократно задерживавшихся за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, за езду с повышенной скоростью и т.д.).

v

v Деятельность государства по регулированию асимметричности информации.

v

Наличие асимметричной информации предполагает сферу деятельности по ее устранению. Как было показано выше, в пределах автоматически действующего рыночного механизма существуют способы ее уменьшения – это рыночные сигналы, аукционы, а также регулирования в рамках системы «принципалагент». Тем не менее, остается ряд аспектов асимметрии информации на рынках, которые может уменьшить только государство.

Наиболее значимыми являются следующие формы вмешательства государства:

ü содействие развитию конкурентной среды;

ü ценовая политика;

ü прямое участие в производстве;

ü контроль за производством и сбытом;

ü введение лицензирования на право занятия определенными видами деятельности;

ü введение систем стандартизации и сертификации;

ü осуществление мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, проведение налоговых проверок и т.п.

ü Моральный риск.

ü

ü Ситуации с асимметричной информацией возникают между индивидами в процессе осуществления сделки или подписания контракта. Однако, и после осуществления этих процедур может сохраняться асимметрия в информации, которая связана со скрытыми действиями, которые осуществляются одной стороной, затрагивают другую сторону, но остающиеся вне поля ее зрения. Это явление получило название морального риска. Поскольку первоначально моральный риск рассматривался в страховой отрасли, то наиболее известной является его следующая трактовка.

ü Моральный риск – это действия, предпринимаемые индивиду­умом с сознательной целью увеличить вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с из­бытком) покрыты страховой компанией.

ü Человек, застраховавший свою жизнь и имущество, чувствует себя увереннее. Однако подобная уверенность может привести к тому, что некоторые перестают выполнять те меры предосторож­ности, которые были для них обязательными до страхования. Это повышает риск и делает более вероятным то событие, от которого человек застраховался. Такое халатное поведение порой приносит прибыль нечестным людям за счет честных. Определенные субъекты в расчете на большую страховку даже способны на преступления: они поджигают свой старый дом, разбивают надоевшую машину и убивают застрахованных родственников. Для того чтобы не терпеть постоянные убытки, страховые ком­пании пытаются минимизировать моральный риск следующими мерами:

ü 1) осуществлением особо тщательного подбора кандидатов;

ü 2) классификацией клиентов по группам риска (с соответствен­ной дифференциацией страховых взносов);

ü 3) заключением договора, предусматривающего только ча­стичное возмещение ущерба (разделение с клиентом опасности морального риска);

ü 4) полным отказом от договоров по страхованию клиентов, входящих в группы повышенного риска (наркоманов, душевно­больных, водителей, неоднократно задерживавшихся за управле­ние автомобилем в нетрезвом состоянии, за езду с повышенной скоростью и т.д.).

ü Эта проблема стоит не только перед страховыми компаниями. Моральный риск отражается и на способности рынков эффективно распределять ресурсы. Пусть, например, кривая Dна рис. 12.4 показывает спрос на автомобильные перевозки, выраженный в километрах в неделю. Кривая спроса убывает, поскольку многие потребители переключаются на альтернативные средства передвижения с ростом цен перевозок автомобилями. Предположим сначала, что издержки перевозок включают стоимость страховки и что страховые компании могут точ­но измерить, сколько километров проехал водитель. В таком случае моральный риск отсутствует. Водители знают, что страховой взнос на длинные перевозки будет увеличен и, следовательно, вырастут общие издержки перевозок (издержки на километр пути считаются постоянными). К примеру, если издержки перевозок равны 1,50 тыс руб на километр (из которых 500 рублей приходится на страховку), то водитель решает наездить 100 километров в неделю.

ü

ü

ü Рис. 12.4. Последствия морального риска.

ü

ü Проблема морального риска возникает потому, что страховым компаниям трудно контролировать индивидуальные особенности водителей; страховой взнос не зависит от пробега.

ü В результате водители считают, что любые допол­нительные издержки, вызванные авариями, распределяются на большую группу и лишь незначительная их доля приходится на каждого в отдельности. Так как их страховой взнос, не меняется с увеличением пробега, то дополнительная миля перевозки будет стоить 1 тыс руб, а не 1,50 тыс руб. Пробег возрастет со 100 до общественно неэффективного уровня в 140 км. Существуют и иные способы преодоления асимметричности информации. Прежде всего, это рыночные сигналы (речь о них уже шла выше) и аукционы. Типичным рынком, на котором быстро удается лик­видировать асимметрию информации, является аукцион. Как опре­делить реальную цену уникальных произведений искусства? Как определить, найдется ли покупатель на такой товар, который, как кажется, никому и не нужен? В этих случаях трудно установить цену заранее, до тех пор, пока точно не определены размеры спроса и предложения. Цена устанавливается лишь в момент продажи. Аукцион всегда начинается с ситуации, для которой типична асимметрия информации. Каждая из сторон точно знает свои стартовые цены и потенциальные возможности, однако имеет лишь приблизительные представления о стартовых ценах и потенциаль­ных возможностях конкурентов. Каждая из сторон не только не располагает необходимой информацией, но и старается скрыть свою информацию от других.

ü Существует три основных типа аукционов: английский, голландский и закрытый.

ü Английский – это аукцион, на котором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен. Это наиболее известный тип аукциона, где пред­лагаются произведения искусства и предметы роскоши.

ü Голландский – это аукцион, на котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально допустимую цену. Главным фактором здесь является время, так как на голландском» аукционе обычно продается скоропортящийся товар: живые цветы, ранние овощи и фрукты, све­жая рыба и т. п.

ü Закрытый аукцион, или аукцион втемную имеет место, когда ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одно­временно, и товар достается тому, кто предложит наивысшую цену. Закрытые аукционы чаще всего проводятся крупными покупателями услуг, когда конкурирующие подрядчики представляют свои предложения по строительству домов, прокладке дорог и т.д.

ü Моральный риск проявляется не только на страховом, но и на любом другом рынке. Особую разновидность его проявления составляют контрактные отношения, когда один субъект поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Субъект, отдающий поручение – это заказчик или принципал; субъект, выполняющий поручение – исполнитель или агент.

ü Отношения заказчик - агентвозникают всякий раз, когда сделка по найму ставит благосостояние одного лица в зависимость от деятельности другого. Отношения такого рода достаточно распространены в нашем обществе. Например, менеджеры являются выразителями идей собственников предприятий; врачи являются исполнителями для больниц и как таковые могут отбирать пациентов и делать процедуры, отвечающие их собственным предпочтениям не обязательно целям лечебного учреждения. Аналогично, управляющие недвижимостью могут управлять собственностью не так, как хотели бы владельцы.

ü Как неполная информация и дорогостоящий мониторинг влияют на действия исполнителей?

ü И какие механизмы могут стимулировать менеджеров работать в интересах собственника?

ü Как известно, наиболее крупные фирмы управляются менеджерами. То обстоятельство, что большинство держателей акций владеют лишь незначительным процентом общего капитала фирмы, затрудняет получение ими информации о деятель­ности менеджеров.

ü Одна из функций собственников (или их представителей) состоит в наблюдении за поведением управляющих. Но такой мониторинг тре­бует затрат на сбор и обработку информации, что недешево, особенно для от­дельного лица. Это прекрасно осознают и управляющие частных корпораций, которые могут преследовать свои собственные цели. С одной стороны, управляющие, добиваются роста объемов производства, быстрый рост фирмы и большая доля на рынке обеспечивают большие доходы, что позволяют менеджерам чувствовать себя стабильно. С другой стороны, менеджеры получают престиж, власть над корпорацией, дополнительные льготы и другие преимущества, а также длительные сроки пребывания в должности.

ü Имеются, некоторые факторы, ограничивающие возмож­ности управляющих уклоняться от достижения целей собственников.

ü Во-пер­вых, держатели акций могут выражать недовольство, когда они чувствуют, что управляющие ведут себя неподобающим образом, а в исключительных случаях возможно сменить руководство.

ü Во-вторых, получение прибыли является сильным стимулом для деятельности.

ü Если при плохом управлении фирмой появляется угроза перехода управления в другие руки, то у менеджеров появ­ляется серьезный стимул к максимизации прибыли.

ü В-третьих, может существо­вать хорошо развитый рынок управляющих. Если те из них, которые максими­зируют прибыль, пользуются спросом, то они будут получать высокие оклады, что, в свою очередь, вызовет у других управляющих желание придерживаться той же цели.

ü К сожалению, средства контроля за поведением управляющих, имеющиеся у держателей акций, ограниченны и неэффективны. Смена руководства кор­порации может быть продиктована, например, стремлением к личной власти, а не к экономической эффективности. Рынок управляющих также может быть неэффективным, поскольку управляющие верхнего уровня нередко находятся в предпенсионном возрасте и имеют долгосрочные контракты.

ü Поэтому важ­но найти такие решения проблемы «принципал-агент», чтобы собственники смогли выбирать стимулы для управляющих, не обращаясь за помо­щью к государству: усилить контроль за деятельностью, установить высокую ставку заработной платы, предусмотреть возможность премирования по результатам работы за год, формировать корпоративный дух фирмы.

ü Проблема «заказчик-агент» может несколько модифицироваться в государственных организациях. Здесь управляющие могут быть заинтересованы во власти и дополнительных доходах, которые можно получить благодаря расширению организации за пределы эффективного уровня.

ü Посколь­ку поведение управляющих в общественном секторе контролировать также дорого, то и нет гарантий, что они обеспечат эффективный выпуск. Проверки государственных учреждений, проводимые в законодательном порядке, чаще всего бывают неэффективными, поскольку учреждения имеют лучшую инфор­мацию о своих издержках, чем законодательные органы. Хотя в государственном секторе и отсутствуют рыночные силы, дисципли­нирующие управляющих на частных предприятиях, государственные учрежде­ния можно все же эффективно контролировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: