Свойства информации. 1. Информация и её роль в рыночной экономике

Тема 12: ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ

План:

1. Информация и её роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.

2. Асимметричность информации. Рынки с ассиметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.

3. Моральный риск. Проблема «принципал - агент».

Информация и её роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.

Как известно, в процессе жизнедеятельности человеку постоянно приходится принимать решения, в основе правильности которых лежит обладание таким важным фактором, как информация. Как и все экономические блага информация ограничена. Принятие решений в условиях неполной информации приводит к определенным последствиям, наиболее значимое из которых проявляется в том, что субъектам хозяйственной деятельности приходится постоянно рисковать.

Неопределенность становится определенным барьером на пути к эффективному рынку, приводит к серьезным издержкам, расходованию средств, времени, неоптимальному распределению товаров и ресурсов. В виду этого следует необходимость анализа проблем неопределенности и риска в экономику с тем, чтобы предвидеть их, оценить их последствия и возможность избегания негативных вариантов развития событий.

В данной главе рассматриваются следующие вопросы:

1. Информация и её роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.

2. Асимметричность информации. Рынки с ассиметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.

3. Моральный риск. Проблема «принципал-агент».

4.Деятельность государства по регулированию асимметричности информации

Категория «информация» тесно связана с другими понятиями, такими как «данные» и «знания», более того между ними можно заметить определенную взаимосвязь и последовательность развития.

Данные представляют собой совокупность разнородных, необработанных, неструктурированных объективных фактов. Что касается информации, то она обладает определенной формой, независимостью от субъекта, выступает своеобразным связующим элементом между отправителем и получателем, поскольку обязательно их предполагает.

Свойства информации

§ Во-первых, по мере потребления информация увеличивает свою полезность, т.е. обладает мультипликационным эффектом. Поэтому бартер на информацию более эффективен, чем в отношении иных товаров и услуг.

§ Во-вторых, экономический эффект может принести только цельная информация, ее использование по частям не вызовет никакого результата.

§ В-третьих, информация представляет собой общественное благо, а потому обладает такими характеристиками как неисключаемость и неконкурентность в потреблении. Фактически это проявляется в возможности обладания информацией одновременно несколькими субъектами, при этом наличие ее у одного индивида не препятствует возможности получения другими.

§ В-четвертых, сложность в определении стоимости информации, поскольку пока она не применена на практике, оценить ее невозможно.

§ В-пятых, имеет место тенденция быстрого обесценивания информации, так как этот ресурс производства подвержен только одному виду износа – моральному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: