Тема 12: ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ
План:
1. Информация и её роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.
2. Асимметричность информации. Рынки с ассиметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.
3. Моральный риск. Проблема «принципал - агент».
Информация и её роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.
Как известно, в процессе жизнедеятельности человеку постоянно приходится принимать решения, в основе правильности которых лежит обладание таким важным фактором, как информация. Как и все экономические блага информация ограничена. Принятие решений в условиях неполной информации приводит к определенным последствиям, наиболее значимое из которых проявляется в том, что субъектам хозяйственной деятельности приходится постоянно рисковать.
Неопределенность становится определенным барьером на пути к эффективному рынку, приводит к серьезным издержкам, расходованию средств, времени, неоптимальному распределению товаров и ресурсов. В виду этого следует необходимость анализа проблем неопределенности и риска в экономику с тем, чтобы предвидеть их, оценить их последствия и возможность избегания негативных вариантов развития событий.
|
|
В данной главе рассматриваются следующие вопросы:
1. Информация и её роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск.
2. Асимметричность информации. Рынки с ассиметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.
3. Моральный риск. Проблема «принципал-агент».
4.Деятельность государства по регулированию асимметричности информации
Категория «информация» тесно связана с другими понятиями, такими как «данные» и «знания», более того между ними можно заметить определенную взаимосвязь и последовательность развития.
Данные представляют собой совокупность разнородных, необработанных, неструктурированных объективных фактов. Что касается информации, то она обладает определенной формой, независимостью от субъекта, выступает своеобразным связующим элементом между отправителем и получателем, поскольку обязательно их предполагает.
Свойства информации
§ Во-первых, по мере потребления информация увеличивает свою полезность, т.е. обладает мультипликационным эффектом. Поэтому бартер на информацию более эффективен, чем в отношении иных товаров и услуг.
§ Во-вторых, экономический эффект может принести только цельная информация, ее использование по частям не вызовет никакого результата.
|
|
§ В-третьих, информация представляет собой общественное благо, а потому обладает такими характеристиками как неисключаемость и неконкурентность в потреблении. Фактически это проявляется в возможности обладания информацией одновременно несколькими субъектами, при этом наличие ее у одного индивида не препятствует возможности получения другими.
§ В-четвертых, сложность в определении стоимости информации, поскольку пока она не применена на практике, оценить ее невозможно.
§ В-пятых, имеет место тенденция быстрого обесценивания информации, так как этот ресурс производства подвержен только одному виду износа – моральному.