Л. Гуревич Этюд о темпераменте

Я скажу, что кто-то изучает темперамент как систему? А что нынче не система? Все — система. Мне еще придется сказать о древних греках, так как началось с них. А что не с них? («...В Греции все есть»). Греки далеко, греки «наивны», а система — слова, снежинки, которые вьются в воздухе, не проникая в глубь обыденного мышления.

И все же рискнем начать с древних греков.

Все тела (в том числе и тело человека, и весь мир, и космос) состояли для них из одних и тех же элементов, «стихий». Человек был, по этому учению, целостен в нем были представлены все «стихии» мира. Состояние души, как и состояние тела, зависело от связи этих элементов, от пропорции «стихий».

В этом и была суть самой древней на Западе психологической гипотезы — по крайней мере, из того, что нам известно и что мы можем назвать психологической гипотезой. Некоторые из психических различий между людьми происходят или связаны с различиями телесным, а те, в свою очередь, зависят от пропорций, в которых смешаны «стихии» человеческого тела.

Если смешение пропорционально, то человек здоров и психически гармоничен; если чего – слишком много или слишком мало, то возникают склонность к определенным заболеваниям и диспропорциям в характере. Эта индивидуальная пропорция или диспропорция и получила название «темперамент».

Две с половиной тысячи лет учение о темпераменте просуществовало примерно в таком виде, в каком появилось на свет. Им пользовались практически в медицине, а потому о нем размышляли, строили догадки. Но все попытки увязать с ним новые конкретные представления о человеческом организме, со временем сложившиеся, не приносили результатов.

Таких попыток, предположений было много, слишком много, но все они оказывались настолько же недолговечными, насколько упорной была сама идея соответствия и связи души и тела.

Кроме неудачной научной у этой идеи была другая жизнь: мирская, суетная — вечное представление о том, что лицо и душа, телесный склад и душа связаны, соответствуют друг другу. Мирская жизнь этого представления тоже достаточно противоречива. Невозможно было оставаться до конца последовательным и тогда, когда его принимаешь («веришь»), и тогда, когда не принимаешь. С тем, что дон Кихот и Санчо Панса могли бы поменяться телами и остаться самими собой, не согласились бы и скептики. Но и очень немногие из энтузиастов согласились бы, что можно принять судебное решение на основании внешности подсудимого.

Но даже те, кто практиковался в умении видеть «через тело — душу» с большим, а иногда и скандальным успехом, не могли объяснить, как и на основе каких критериев, они это делают, что бы их наукой мог воспользоваться еще кто-нибудь, не впадая при этом в слишком очевидные ошибки. Было в этой истории нечто такое, что часто видно невооруженным глазом, но любое средство вооружить глаз, любой принцип описания оказывался неточным.

Вероятно, потому что любая попытка анализа заставляла отказаться от первоначальной посылки: в человеческом организме все со всем связано. Искали связи изолированных характеристик - той или иной физиологической с той или иной психологической. Такой способ мышления просуществовал до наших дней; кажется, он и объясняет застой в теории темперамента, который продолжался и на протяжении ХХ века, несмотря на многообразные успехи психологической науки. «Психологи всегда стремились установить зависимость между физическими и психическими аспектами личности. Действительно, если бы некоторые психически черты личности находились в постоянной и тесной связи с особенностями конституции и физиологических процессов, значение их сразу возросло бы»,— эта цитата из пятого выпуска «Экспериментальной психологии», - книги под редакцией Поля Фресса и Жана Пиаже, написанной в 60-е годы. Устойчивые связи между свойствами нервной системы и поведением искали и советские психологи.

Связано с психикой оказалось все - от процессов, происходящих в клетках, до работы основных систем и формы тела. Только эта связь никогда не была постоянной и тесной (на языке обыденном: «так бывает» или «так бывает часто», но не всегда). А поскольку наука тяготеет к явлениям повторяющимся всегда, то с темпераментом у нее сложились натянутые отношения.

Из этого тупика теорию темперамента выводит системный подход, возвращая ее к идее целостности.

Тут нужно перейти на иной язык. Современная наука видит в человеке не просто душу и тело, а, прежде всего различные уровни регуляции жизненных процессов. Наиболее крупные нижние - биохимический (обмен веществ), морфологический (пропорции, форма и строение тела), физиологический (работа внутренних органов). Выше — нейродинамический (свойства нервной системы), вверху — психика. На каждом уровне — свои законы, для каждого — свой язык описания. Языки эти, между прочим, то и дело стихийно соскальзывают с уровня на уровень. Но то, что на одном уровне точное понятие, на другом становится метафорой, которую уточняют по личному вкусу. «Возбудимость», «реактивность» — термины свойств живой клетки и метафоры, если речь идет о поведении. Сложность в том, чтобы ощутить достаточную независимость различных уровней и определить характер их связей.

Очень разнообразно влияние нижних уровней на психику. Тут есть явления, которые встречают редко. Есть явления, присущие типам людей. И есть то, что имеет значение для всех.

Все расходуют энергию, которую получают «снизу». Для нужд и низа и верха. Энергия — понятие, взятое из физики: это способность материи двигаться и совершать работы, то есть изменяться. Психику нельзя заподозрить даже в малейшей неподвижности, и поэтому без аналогичного понятия не обойтись.

Движение психики — скорость психических процессов, изменение их интенсивности, их смену — называют динамикой. В советской психологии темперамент и понимают как динамику психической жизни. Из всех психических явлений, связанных с телом, это - самое уникальное. И наиболее устойчивое, постоянное. Мы куда - то идем: цель и направление нашего пути (то есть содержание действия) могут изменяться, но характерная для нас склонность к определенному темпу и ритму движений – вряд ли. И темп, и ритм определяются психикой: это экспрессия темперамента.

А вот пример динамики эмоций. Вам сказали что-то, что вам не понравилось. Ваша реакция может быть гневом — шквалом интенсивным и проходящим в тот момент, когда вы бросили в мусорное ведро разбитую чашку, и больше в этот вечер вас не рассердить. Может быть скрытым недовольствием, потихоньку нарастающим, поскольку оно склонно питаться, всасывая новые «доказательства», и продолжаться неопределенно долго. Может быть легкой досадой, проходящей быстро, но возникающей через несколько минут по другому поводу. От содержания — от того, что именно вам не понравилось, мы тут отвлекаемся, это не относится к темпераменту.

Поскольку за движением скоростью, интенсивностью процессов стоит энергия, то связь темперамента и энергетического аспекта психики несомненна. Она всегда ощущалась; между прочим, словарь дает одно из значений слова «темперамент» как «жизненная энергия».

Значит, темперамент можно рассматривать как способ распределения энергии. У флегматика, пример, она распределена равномерно, для него не характерны вспышки и упадок, а холерик склонен к вспышкам.

Вообще портреты темпераментов отразили тот суровый (или утешительный) факт, что никому не удается все сразу. Не в человеческих силах, оказывается, так живо воспринимать окружающий мир, как сангвиник, при этом так бесстрашно действовать как холерик, так честно страдать, как меланхолик, да еще чтобы какие - то силы оставались на черный день как у флегматика. А если мы не укладываемся в эти картинки, то все же тратим себя каким - то очень определенным образом, который трудно бывает преодолеть. У одних энергия комками — как плохо пережеванная пища, и заставляет действовать даже тогда, когда лучше подождать; другие оказываются не способны к броску, к перемене темпа. Людям не удается все сразу.

Можно предположить, что сам запас, общее количество энергии, расходуемой на психические процессы, примерно одинаково у всех. Но люди резко отличаются друг от друга тем, как распределяют эту энергию, стилем динамики психических процессов. Это бросается в глаза, когда мы говорим о поведении характерном для холерика или флегматика. Но на «нижних уровнях» организма — то же самое, хотя далеко не так хорошо видимое.

Советские психологи по традиции, идущей от Павлова И.П., пристально исследовали свойства нервной системы, важные для темперамента. Основным понятием в их описании стала «сила». Определяя силу нервной системы, измеряя реакции нервной ткани на внешний раздражитель — свет и звук. В ответ на него в нервной ткани происходят изменения, по величине соотносимые с энергией раздражителя, но очень разные у разных людей.

Человек не в состоянии реагировать на все сигналы внешнего мира, разные и по содержанию, и по интенсивности (по крайней мере, пока не в состоянии). Выбор обусловлен биохимическим составом нервной ткани, который в определенных условиях облегчает или затрудняет ее возбуждение.

В крайних вариантах нервная система будет восприимчива к слабым раздражителям, а под воздействием сильных наступит дезорганизация: или же она будет вынослива к сильным раздражителям, но не способна воспринимать слабые стимулы. Второй вариант реакции нервной системы назвали «силой», первый — «слабостью».

Некоторое время казалось, что сила требует и поглощает больше энергии, чем «слабость», пока советский психолог Б. М. Теплов не пришел к выводу, что «слабость» есть чувствительность. Способность отвечать реакцией на слабые раздражители связывают сейчас с общей активностью нервной системы — то есть энергии на это нужно не меньше. Но, называя чувствительность «слабостью», акцентируют тот факт, что чувствительность и силу вместе иметь не удается. Или - или.

То же самое происходит на всех уровнях организма. Ограниченность энергетического запаса диктует некий режим экономии для всех уровней. Потому и появляется возможность и необходимость рассматривать темперамент как систему.

Наше предположение, что разные темпераменты энергетически эквивалентны, как будто не согласуется с житейскими представлениям о том, что одни люди энергичны, другие – нет, с понятием «темпераментный» как «энергичный», которое подразумевает, что есть люди, темперамента (в данном случае — энергии) лишенные. Но если всмотреться в качество личности, называемое энергичностью, более внимательно, то оказывается, что более точным названием для него будет активность.

Активность - это наиболее явный, наиболее видимый способ энергетических затрат. Остальные способы просто более замаскированы. Вот один из них — пожалуй, самый замаскированный.

Есть психологическая характеристика личности, называемая в науке ригидностью. Ригидные люди — те, у которых многие компоненты психики — представления, чувства, способы восприятия и поведения — более стабильны, чем у неригидных. На первый взгляд кажется, что это качество приводит к экономии энергии: чтобы выработать новый способ поведения нужно больше энергии, чем для возобновления старого. Но это справедливо только в определенных, пределах.

Мир, в котором мы живем, лишь относительно стабилен и очень изменчив. Ригидные ориентируются на стабильность. Для ригидного человека мир более упорядочен и однообразен, чем для лишенного ригидности. Но за эту упорядоченность и стабильность приходится платить, тормозя восприятие всего вокруг себя, что может нарушить создавшиеся представления, и, подавляя те внутренние импульсы, которые могут вызвать поведение выходящее за пределы сформированного. Процесс торможения очень энергоемок, в десятки раз более энергоемок, чем возбуждение. Всем ясно, что сдержаться труднее, чем «позволить себе», но не всегда понятно, что человек, ни чего не делающий может тратить больше энергии, чем действующий. Люди с негибкостью, устойчивостью многих компонентов психики обычно воспринимаются как, неэнергичные.

Отличие ригидных, от тех, кого называют энергичными, аналогично отличию энергии кинетической, от энергии потенциальной. Инертные привычки заключают в себе определенный энергетический потенциал. Этим люди ригидные отличаются от тех, кто иногда может что–то делать, а иногда у них «нет сил». У ригидных всегда есть силы действовать, но только определенным образом. Они более предсказуемы, и эта предсказуемость энергетически оплачена.

Не всегда очевидный, но всегда очень ощутимый способ энергетических затрат – эмоции. Нет эмоций без вегетивных процессов и мышечного напряжения. Изучая структуру темперамента, выяснили, что очень ригидные люди не могут быть одновременно очень эмоциональными. Ригидность и эмоциональность очень энергоемкие, чтобы сочетаться в своих крайних значениях, это выходит за знергетические пределы человека. (Конечно, взаимоотношения этих двух характеристик личности гораздо сложнее, это только один аспект, и касается только крайних значений. При средних и малых величинах картина совершенно иная). А активность и эмоциональность могут сочетаться, но тогда, как правило, активности становится нерегулярной и чередуется со спадами. Если же сочетаются высокая активность и высокая эмоциональность, то на третий энергоемкий процесс — торможение — энергии не хватает. В результате будет холерик. (…)

Итак, соотношение черт в нашей личности представляет собой некое энергетическое уравнение, которое может быть очень замаскировано и иметь чисто теоретический интерес, но может быть явным и актуальным. Актуально – это обычно тогда, когда мы хотим что-то изменить. Изменить черту характера, по происхождению связанную с темпераментом, существенно иное дело, чем изменить черту характера с темпераментом не связанную. Черта, порожденная темпераментом, входит в сбалансированную систему, которая имеет свою внутреннюю инерцию и стремится оставаться собою.

Тут как раз необходимо иметь в виду энергетическую сторону проблемы. Привычка действовать и реагировать определенным образом будет неизменно и неизбежно возрождаться, если мы не пересмотрим свое «энергетическое уравнение» в целом. Мы можем усиленно прививать себе или другому энергоемкую черту, и это безрезультатно иди чревато болезнью, если мы не высвободим для нее энергии. Нельзя научить самоконтролю холерика, не снизив его эмоциональность. Он сломается, у него будет психосоматическое заболевание, если он сам или другие будут делать это очень старательно. (В средневековых трактатах холерику рекомендовали много спать).

Повлиять на черты темперамента сложнее, чем на что-нибудь другое, и потому еще, что его составляющие имеют физиологические корни. Можно изменить содержание деятельности и интересы, но и само стремление к деятельности, интенсивность интересов имеют физиологическую основу.

От жесткости эти связи далеки. Можно быть смелым в силу темперамента и в силу воспитания. При анализе эти два сорта смелости можно различить, но называются они одним словом. То есть психологическая черта может иметь физиологические корни, а может и не иметь их. Но некоторые физиологические характеристики всегда будут иметь психические последствия, только одна и та же физиологическая причина может повлиять в психике по разному.

В лаборатории В. С. Мерлина (Пермь) исследуют связи психических свойств, составляющих темперамент, между собой (внутри системы), а также связь этих свойств с нейродинамическими явлениями (то есть между разными уровнями организма). До этих исследований считалось, что связи между уровнями прямы и однозначны, и, значит, на основании показателей одного уровня можно судить о том, что происходит на другом. («Не влюбляйся в черный глаз, черный глаз опасный»). По психологическим показателям судили о свойствах нервной системы, а по свойствам нервной системы – о психологических явлениях. По о силе эмоций – о силе возбудительного процесса, а по силе возбудительного процесса — о силе эмоций.

Исследователи в Перми обнаружили множество типов связи. Существует и прямая связь, но как частный и редкий случай. Например, продуктивность в монотонной работе непосредственно связана с силой нервной системы: «слабые» справляются с такой работой лучше. Но это лишь поведение в ситуации, психические же черты связаны с нейродинамикой гораздо сложнее.

Ригидность, например, зависит от сложного соотношения силы возбудительного процесса, уравновешенности возбудительных процессов по силе, динамичности торможения, подвижности нервных процессов — в общем, от всего рисунка нейродинамики, который создает условия для возникновения этой психологической черты. При этом важна и история развития личности. И факторы, связанные с конституцией, но независимые от нейродинамики; например, склонность к страху, которая порождает стремление делать мир более стабильным.

Каждая характеристика динамики поведения, связана с несколькими свойства нервной системы. И наоборот — не одна какая-либо черта, а несколько могут быть проявлением одного нейродинамического свойства. Так, сила нервных процессов связана и с силой эмоций, и с активностью (то есть одно и, то же физиологическое свойство может проявляться и в силе интересов, и в агрессивности - и спасение от собственной агрессивности, поскольку ее можно «перелить» в заинтересованность чем – нибудь).

Эти разнообразные формы зависимости нейродинамики и психических свойств продемонстрированы математически. Математика оказалась здесь столь удачным методом потому, что темперамент — в отличие от других психических явлений — наиболее замкнутая в себе структура, относительно независимая от внешних условий. Внешние условия определяют форму его проявлений, но не сущность.

Темперамент — понятие чисто аналитическое, чем описательное; описать внешние черты поведения можно и без него, но оно необходимо при более глубоком анализе, при объяснении. Иногда темперамент все же выходит на поверхность. И тут в советской психологии установлен капитальный факт: различия в темпераменте резко снижаются в экстремальных условиях, в условиях предельной физической и психической нагрузки. Установили этот факт, изучая значение темперамента для успешности в определенных видах деятельности. Интересно, что темперамент влияет на успешность многих видов работы, если мы относимся к ней плохо или безразлично. Если же относимся хорошо, то влияние это сводится к минимуму. Человек вырабатывает то, что назвали индивидуальным стилем - различные способы, при помощи которых он компенсирует несоответствие темперамента и требований, которые предъявляет работа.

Факты, которые казалось, противоречили друг другу, начинают укладываться в более стройное целое. То, что связь психических и физиологических явлений была так несомненна и так сомнительна. То, что несомненной она была именно в патологии (мы вообще склонны замечать связь наших душ и тел тогда, когда они вместе приходят в расстройство). Учение о темпераменте перекочевало из древности в наши дни, прежде всего через медицинские трактаты и медицинскую практику: представители разных темпераментов по-разному болели. Болезнь, патология, экстремальные условия — явления, сходные тем, что в этих случаях характер связи между уровнями организма меняется. Связь становится более жесткой, психика – более обусловленной физиологией.

Если же здоровый организм находится в нормальных условиях, то работа разных уровней более автономна, верхние более независимы от нижних, у них больше вариантов поведения. Но нужно иметь в виду, что психика может быть независима от физиологии постольку, поскольку физиология эту независимость обеспечила. Так независим от денег человек, у которого есть деньги. К тому же степень независимости и содержание зависимости дело строго индивидуальное: степень влияния темперамента на личность очень различна. Есть клинические конституциональные типы, есть люди без каких-либо выраженных признаков типа.

Но как не различен вклад темперамента в характер, он всегда есть — уже потому, что всегда есть динамика психической жизни, представляющая собой сбалансированную систему, всегда есть энергетический запас, который как-то нужно распределять. Чем темперамент и занимается.

Темперамент – это то, что нужно иногда преодолеть и всегда использовать, ибо каждому дано что такое, о чем тоскливо мечтают другие. Есть в этом некий атавизм, некая жестокость природы. Лучше быть совсем уравновешенным, совсем пластичным – таким, каким требуют обстоятельства. Лучше ли? Хорошо если есть при этом титаническая воля. И не быть таким, каким требуют обстоятельства. Темперамент – сопротивление нашего природного материала, создающую ту несбалансированность с внешней средой, которая и есть одна из предпосылок возникновения личности.

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982., с. 153-159.

Небылицын В. Д. Темперамент

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт; от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими ("содержательными") особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный, - его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является "эмоциональность", представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик "эмоциональности" выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. «Впечатлительность» выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином "импульсивность" обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под «эмоциональной лабильностью» обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.

Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином "красис" (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как "temperament". На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis - кровь), холерическому (от греческого chole - желчь), меланхолическому (от греческого melaina - черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma - слизь).

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И. Кантом ("Антропология", 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т. е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий.

Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам - сангвинический, большому просвету и толстым стенкам - меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам - флегматический. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.

Большое влияние на формирование современных буржуазных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером.

Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций.

Например, астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотемический) темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль "психоэтетической" шкалы, - от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, "деревянного" равнодушия. Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.

Другому основному конституциональному типу - пикническому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойственны, прежде всего, индивидуальные особенности, идущие вдоль "диатетической" шкалы, т. е. от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений. Э. Кречмер ошибочно определил роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности. Его теория неизбежно приводит к порочной идее фатального предрасположения индивида к тому психологическому складу, который уготован ему наследственно заданным телесным обликом, и носит по существу реакционный характер.

К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции ("соматотипа"): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы - единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика.

Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы, относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым.

Однако для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: "лучших" или "худших". Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при "тепличном", изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатков. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого - другие.

Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Вопросы психологии, № 6, 1984 г.

М. Р. Щукин О Структуре индивидуального стиля трудовой деятельности

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему индивидуально - своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности. Учет и формирование индивидуального стиля является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности. Связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью необходимо учитывать уже при проведении профориентационной работы с молодежью. Проектирование трудового пути учащихся предполагает выявление их индивидуальных особенностей и прогнозирование на этой основе индивидуально - своеобразных способов деятельности в зависимости от требований профессий.

Таким образом, проблемы индивидуального стиля имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Это говорит об актуальности данных проблем и необходимости их дальнейшей разработки. Особое значение приобретает задача выявления условий, обеспечивающих управление формированием индивидуального стиля. В контексте этой задачи мы и рассматриваем изучение структуры индивидуального стиля. Знания о его строении и внутренней организаций являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Состояние разработки проблемы структуры индивидуального стиля трудовой деятельности, коротко можно охарактеризовать следующим образом. С одной стороны, в этой структуре выделены наиболее общие компоненты и связи. С другой, в ряде исследований получены данные, на основе которых можно составить более развернутую и детализированную характеристику структуры индивидуального стиля. В этих условиях возникает необходимость в использовании синтезирующего метода, который позволяет преодолевать границы аспектного знания, изучать явление как многогранное образование, выявлять в нем новые стороны и связи.

В настоящей статье предпринята попытка систематизировать и обобщить данные исследований (в том числё исследований автора), имеющих отношение к проблеме структуры индивидуального стиля трудовой деятельности. При решении данной задачи мы исходили из того, что изучение структуры предмета или явления означает рассмотрение его как системы, т. е. предполагает выделение в нем элементов; механизмов их интеграции в целое, связей зависимостей, иерархических уровней и т. д. В плане конкретизации поставленной задачи возникает необходимость в формулировке конкретных проблем исследования структуры индивидуального стиля, что требует предварительного анализа психологической литературы, отражающей опыт исследований индивидуального стиля деятельности.

Е. А. Климов в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилии, базируется на свойствах нервной системы, вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, который вырабатываются результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние обрастают компенсаторными механизмами. В пристройку к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей объекта, другие имеют компенсаторное значение.

В.С. Мерлин в структуре индивидуального стиля также рассматривает физиологически обусловленные приемы деятельности, которые основаны либо преимущественно на применении положительных особенностей реагирования, либо преимущественно на компенсации отрицательных особенностей реагирования. В соответствии с этим в структуре стиля выделяются механизмы адаптации и компенсации. Структура индивидуального стиля характеризуется особенностями соотношения ориентировочной, исполнительной и контрольной деятельности.

В работах Е. А. Климова и В. С. Мерлина также имеются указания на разные уровни индивидуальных различий, их на влияющих, на стиль деятельности. Е.А. Климов утверждает, что не существует индивидуального стиля, однозначно определяемого только природными особенностями человека, и что стиль является интегральным эффектом взаимодействия человека с социальной средой. В.С. Мерлин в качестве одного из условий формирования индивидуального стиля, рассматривает положительное отношение к деятельности. Кроме того, в контексте разработки проблем интегральной индивидуальности В.С. Мерлин отмечает, что индивидуальный стиль определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности. В работах по названным проблемам показано, что под влиянием вышележащих иерархических уровней индивидуальности происходят направленные изменения в проявлениях нижележащих уровней.

Таким образом, в работах Е.А. Климова и В.С. Мерлина не только выделен ряд существенных компонентов и связей в структуре индивидуального стиля, но и содержится информация, имеющая эвристическое значение для дальнейшего изучения этой структуры. В плане дальнейшей разработки проблемы структуры индивидуального стиля трудовой деятельности возникает необходимость ответить на вопросы. Какие механизмы, кроме названных механизмов адаптации и компенсации, лежат в основе индивидуального стиля? В каких сторонах деятельности, кроме вы исполнительских и ориентировочных (в том числе и контрольных) действий, проявляются индивидуально - своеобразные способы работы? Как связаны приемы работы, относящиеся к разным сторонам деятельности? Каковы психологические механизмы, обеспечивающие взаимодействие свойств различных иерархических уровней (в первую очередь свойств личностного уровня, имеющих социальное происхождение, и свойств нервной системы, имеющих биологическое происхождение)? Как осуществляётся стимулирующее и регулирующее влияние личностного уровня на проявления свойств нервной системы в целях достижения высоких результатов деятельности? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Наши исследования показывают, что хотя механизмы адаптации и компенсации играют очень важную роль в индивидуальном стиле, они не всегда обеспечивают достижение необходимого результата деятельности. Кроме этих механизмов, существенное значение имеют особые механизмы, обеспечивающие выполнение трудовых действий в оптимальных границах. Необходимость доведения характеристик трудовых действий до таких границ связана с тем, что в ряде случаев некоторые негативные особенности деятельности, обусловленные свойствами нервной системы, невозможно компенсировать другими особенностями, а также с тем, что благоприятные возможности человека не всегда реализуются в трудовой деятельности. Так, обнаружено, что инертность нервной системы может иметь явно нежелательные проявления, выражающиеся в чрезмерной растянутости выполнения как отдельных операций и действий, так и заданий в цёлом. Отмеченная особенность может закрепиться, стать привычной и, в конечном счете, отрицательно влиять на уровень производительности труда. Наряду с этим обнаружено, что часть подвижных учащихся и рабочих проявляют торопливость, что выражается не только в быстром темпе деятельности, но я в недостаточной тщательности выполнения действий, и ослабленном контроле. Редкое выполнение контрольных действий в ряде случаев приводят к ухудшению качественных показателей работы. Недостатки в выполнение контрольных действий обнаружены и у инертных лиц. Они проявляются в многократных повторениях отмеченных действий и медленном их выполнении.

Описанные случаи следует характеризовать как нерациональный индивидуальный стиль, или псевдостиль, так как особенности выполнения тех или иных трудовых действий явно выходят за пределы оптимальных границ, что приводит к низким или односторонним результатам (низкая производительность при высоком качестве или наоборот). Следовательно, в ряде случаев псевдостиль может выступать как этап перед формированием рационального стиля. Анализ динамики преодоления негативных проявлений свойств нервной системы показывает, насколько важно формировать автоматизмы, препятствующие этим проявлениям и отвечающие требованиям деятельности.

Таким образом, в индивидуальном стиле наряду с механизмами адаптации и компенсации следует выделить механизмы коррекции. Благодаря этим механизмам в одних случаях особенности выполнения трудовых действий ограничиваются, а в других — подтягиваются до определенного уровня. Было бы неправильно понимать это как навязывание одинаковых приемов деятельности лицам с противоположными типологическими характеристиками. Речь идет об устранении крайностей и формировании таких способов выполнения трудовых действий, которые находятся в оптимальных границах, т.е. в пределах, обеспечивающих получение нужных результатов, как по производительности труда, так и по качеству работы. Следующий вопрос связан с выделением индивидуально -своеобразных приемов деятельности, характеризующих разные ее стороны.

Во многих исследованиях, прежде всего, отмечаются типологически обусловленные особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий. Показано, что лица с подвижной и лабильной нервной системой обладают повышенными скоростными возможностями в различных действиях, а лица с инертной нервной системой обладают благоприятными возможностями для выполнения медленных и однообразных действий. Кроме того, у инертных лиц и лиц со слабой нервной системой наблюдается развернутая ориентировочная деятельность. Таким образом, у одних лиц имеются более благоприятные возможности для достижения высокой производительности труда, а у других для достижения высокого качества. Однако благодаря использованию механизмов компенсации и коррекции обеспечивается достижение высоких результатов по обоим названным показателям деятельности.

Особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий, занимают центральное место в системе трудовых приемов, так как они в очередь влияют на результаты деятельности. Вместе с тем эти результаты зависят и от особенностей деятельности, относящихся к другим ее сторонам.

Было обнаружено, что лица с подвижной и лабильной нервной системой склонны варьировать, разнообразить работу, в то время как представители инертной нервной системы охотно выполняют задания, требующие с разных многократных действий. В этом проявляется избирательность в отношении различных ситуаций и заданий, базирующаяся на тенденции создавать более удобные, соответствующие своим индивидуальным особенностям, условия деятельности. Например, водители автотранспорта слабой нервной системой выбирают, создают условия работы с таким расчетом, чтобы предотвратить возникновение трудных ситуаций. В русле реализации этой тенденции следует рассматривать более частые отходы от рабочего места и контакта с товарищами у лиц с подвижной и лабильной нервной системой. Отмеченные особенности соответствуют характерному для этих лиц стремлению разнообразить деятельность. Анализ исследований показывает, что различия в выборе ситуаций и заданий связаны с особенностями выполнения исполнительных и ориентировочных действий, и компенсаторными отношениями между ними.

Следующая сторона деятельности, в которой обнаружены типологически обусловленные различия, связана с организацией рабочего места. Если у инертных наблюдается склонность заранее расположить инструмент и приспособления в определенном и привычном порядке, и запастись материалом, то у подвижных в расположении инструмента и обеспечении будущей работы строгой организации не наблюдается. Эти особенности, несомненно, связаны с тенденцией создавать удобные условия деятельности.

Индивидуальное своеобразие проявляются и в тех приемах, которые характеризуют подготовительный этап работы (изучение документации, подготовка станка к работе и т. д.). У инертных наблюдается большая растянутость этого этапа, вследствие чего они, как правило, позднее приступают к непосредственной работе. У подвижных же данный этап более свернут. Эта сторона деятельности также связана с тенденцией создавать более удобные условия. Кроме того, в действиях инертных проявляется их склонность к развернутой ориентировочной деятельности.

Индивидуальные особенности выявлены также в соблюдении предъявляемых к работе требований (в том числе правил техники безопасности). Лица с инертной и слабой нервной системой более тщательно и пунктуально выполняют эти требования. У лиц же с подвижной и сильной нервной системой наблюдаются более частые отступления от них. Это, естественно, приводит к более частому возникновению ошибок и брака в работе. Не трудно заметить, что особенности в соблюдении требований связаны со скоростными возможностям и склонностью к разнообразию деятельности или к однообразным действиям.

Итак, трудовые приемы, относящиеся к разным сторонам деятельности, теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом механизмы адаптации, компенсации и коррекции характеризуют взаимодействие всей системы приемов. Так, ограниченные скоростные возможности у инертных лиц и затрудненность действий в ситуациях напряжения у лиц со слабой нервной системой компенсируются выбором и созданием соответствующих ситуаций, большей выраженностью подготовительного этапа работы и более строгим соблюдением требований.

При характеристике трудовых приемов мы пользовались данными, свидетельствующими об их существенной зависимости от свойств нервной системы. Вместе с тем ясно, что проявления этих свойств испытывают на себе влияние мотивов и отношений личности. Известно, что сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента. Положительное отношение к деятельности, высокий уровень мотивации способствуют более полному использованию благоприятных, типологически обусловленных возможностей, облегчают компенсацию недостаточно выраженных особенностей и позволяют доводить характеристики трудовых приемов до требуемых оптимальных границ. Типологически обусловленные особенности деятельности, обеспечивающие достижение высокого успеха, активизируют мотивационную сферу и закрепляют положительное отношение к работе. Таким образом, взаимодействие между свойствами личности и свойствами нервной системы имеет непосредственное отношение к управлению формированием индивидуального стиля трудовой деятельности. В связи с этим возникает необходимость в учете психологических механизмов, обеспечивающих такое взаимодействие.

Исследования позволяют утверждать, что одним из таких механизмов является эмоциональный фактор. Этот фактор в индивидуальном стиле выступает в нескольких аспектах. Во-первых, эмоциональное состояние является показателем соответствия выполняемых действий, заданий, а также ситуаций деятельности типологическим особенностям человека. Обнаружено, что у учащихся и рабочих в ситуациях, не соответствующих этим особенностям, возникают негативно окрашенные эмоциональные состояния. И наоборот, такие состояния исчезают, когда условия деятельности соответствуют их особенностям. Во – вторых, в зависимости от свойств нервной системы ситуации напряжения (возникновение неполадок в работе, контрольная работа и т. д.) по-разному влияют на деятельность. Если у лиц с сильной и подвижной нервной системой в этих ситуациях деятельность улучшается, то у лиц со слабой и инертной системой — ухудшается. В-третьих, индивидуальное своеобразие в эмоциональных реакциях обусловливается устойчивыми эмоциональными качествами, связанными с типом нервной системы и темперамента (тревожность, высокая или низкая эмоциональная возбудимость и т. д.).

Эти качества могут существенно обусловливать особенности трудовых приемов. В частности, повышенная тревожность, характерная для лиц со слабой нервной системой, выступает как фактор, способствующий более развернутому проявлению ориентировочных действий.

Однако эмоциональный фактор необходимо рассматривать не только в связи со свойствами нервной системы. Как отмечают Е. А. Климов и Г. Ф. Королькова, аффективный тон тех или иных действий, практические чувства являются весьма чутким индикатором общего соответствия человека типу деятельности. Ясно, что в тех случаях, когда возникает необходимость корректировать негативные проявления свойств нервной системы в соответствии с требованиями деятельности, положительные эмоции будут обусловлены главным образом соответствием выполняемых действий мотивам и целям. Мотивы и отношения личности могут в значительной степени нейтрализовать типологически обусловленные негативные особенности эмоций и тем самым повышать эффективность выполняемых действий.

Другими компонентами индивидуального стиля, играющими связующую роль между личностным и нейродинамическим уровнями индивидуальности, являются самооценки и установки. У лиц с противоположными типологическими особенностями были обнаружены достаточно отчетливые различия в самооценках и установках. Оказалось, что подвижные, как правило, легко относят себя к своей группе, инертные в большинстве случаев относят себя к группе средних, а некоторые — к группе подвижных. Кроме того, подвижные склонны переоценивать свои возможности, а инертные часто недооценивают их.

В оценках различных трудовых действий обнаружилось как достаточное соответствие словесных отчетов особенностям выполняемых действий (скоростные исполнительные возможности), так и несоответствие этих отчетов особенностям деятельности (при оценке контрольных действий и общего темпа деятельности). Зафиксированы случаи неправильных оценок таких особенностей, как торопливость, излишняя медлительность, многократные повторные действия. В ряде случаев самооценки сочетались с соответствующими установками: со склонностью действовать с заблаговременной подготовкой, боязнью действовать быстрее (у инертных), склонностью выполнять действия без достаточного контроля (у подвижных).

Отмеченные особенности в самооценках и установках требуют проведения дифференцированной работы с обучающимися с целью нейтрализации внушенных негативных оценок своих динамических качеств, формирования уверенности в своих возможностях, показа достоинств и недостатков в работе, создания благоприятного эмоционального фона при критическом анализе деятельности, перестройки неправильных установок. Такая работа способствует более глубокому осознанию выполняемой деятельности и созданию установок на овладение рациональными трудовыми приемами, обеспечивает положительную мотивацию в учебно-производственной деятельности. Другими словами, здесь активизируется регулирующее влияние личностного уровня индивидуальности на сферу самооценок и установок, а через них на проявление свойств нервной системы. Следовательно, самооценки и установки не только зависят от свойств личностного и нейродинамического уровней, но и являются каналом, через который осуществляется влияние личностного уровня на проявления свойств нервной системы.

На основании всего сказанного структуру индивидуального стиля трудовой деятельности можно представить следующим образом. Индивидуальный стиль представляет собой систему приемов работы, характеризующих разные стороны деятельности: особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий, выбора ситуаций и заданий, организации рабочего места, подготовки к работе и соблюдения предъявляемых требований. В качестве определяющего компонента в этой системе выступают особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий. В основе системы трудовых приемов лежат механизмы адаптации, компенсации и коррекции. Своеобразие выполнения трудовых действий, их соответствие и взаимосвязь обусловлены влиянием свойств различных иерархических уровней индивидуальности, прежде всего, личностного и нейродинамического уровней. В качестве связующих звеньев между этими уровнями выступают такие компоненты индивидуального стиля, как эмоциональный фактор, самооценки и установки. Они позволяют осуществлять направленное влияние свойств личностного уровня (как вышележащего) на проявления свойств нервной системы (как нижележащего уровня).

Представленная схема показывает, по каким направлениям следует осуществлять индивидуальную работу при обучении труду. Становится ясно, что индивидуализированные рекомендации должны быть направлены, во-первых, на максимальное использование благоприятных типологически обусловленных возможностей, во-вторых, на компенсацию нежелательных проявлений нервной системы, и, в-третьих, коррекцию трудовых действий с доведением их характеристик до оптимальных границ. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения трудовых приемов может привести к появлению псевдостиля, препятствующего успешному выполнению деятельности.

Важной стороной индивидуальной работы с обучающимися является учет особенностей их эмоциональных реакций, самооценок и установок. Эти психологические условия необходимо учитывать, с одной стороны, для обеспечения позитивной мотивации, а с другой — для реализации положительного отношения к учебе и работе в высокоэффективном выполнении деятельности.

Разумеется, управление формированием индивидуального стиля трудовой деятельности не может быть полностью обеспечено только на основе индивидуальной работы по названным направлениям. Есть ряд других условий, имеющих отношение к формированию стиля. Прежде всего, важно учитывать индивидуальные различия в овладении трудовыми умениями и навыками. Известно, что скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками. Кроме того, важное значение имеют такие факторы обучения, как обеспечение полной ориентировочной основы действия и организация строгого контроля за ходом усвоения трудовых умений и навыков, учет индивидуальных особенностей учащихся при групповой работе, психологическое просвещение обучающих и обучающихся и т. д. Однако развернутый анализ условий формирования индивидуального стиля трудовой деятельности выходит за пределы задач данной статьи.

Вопросы психологии, 1988, № 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: