Право (понятие, признаки, функции)

Право-это относительно равный и справедливый масштаб (мера) свободы, диктуемый развитием цивилизации. Но это не только равный и справедливый масштаб свободы, но и ответственность за причинение вреда.

Признаки права:

1)нормативность - Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращенык населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативностьправа носит общеобязательный характер, что выделяет право из других нормсоциального поведения

- установление или санкционирование государством;

- выражают гос-ую волю;

-сохранность и обеспеченность гос-ом;

2)общеобязятельность;

3)формальная определённость

4)системность; 5)публичность

Функции права:

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор 1. Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Политическая функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями. Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико- правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона. Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы. Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права. Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

3.

4. Формы (источники) права (понятия, виды источников) Источники – это основные начала, исходные положения. Это способы выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность гос-ва и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях – всего народа (референдум), рез-ом которой явл-ся создание правовых норм. Форма права показывает, как содержание права выражено вовне, т.е. внешнее выражение правовых норм. Основными источниками права являются:1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом). 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права. (Имеют приоритет перед законами и иными источниками внутригосударственного права. В соответствии с Конституцией РФ является составной частью ее правовой системы)3. Юридические прецедент. (Создается в тех случаях, когда из-за неопределенности или противоречивости нормативных предписаний, обнаруженных пробелов в праве или отсутствия соответствующего нормативно-правового акта суд создает новые нормы права. В настоящее время является одним из основных источников права там, где действует англосаксонская правовая система – в Англии, США, Австралии и Индии)4. Религиозные источники - священные писания, книги, трактаты. (Талмуд, Библия, Коран. Являются одним из древних источников права, сохраняющих значение в традиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных.)5. Правовой обычай – один из наиболее древних источников позитивного права. Это такое правило поведения, в котором содержится отсылка к законодательству. 6. Нормативно правовой договор – соглашение между сторонами об установлении, изменении или прекращении взаимных юридических прав и обязанностей. Характеризуется: содержанием норм общего характера, добровольностью заключения, равенством сторон как партнеров, согласием сторон по всем существенным аспектам договора, эквивалентным характером, взаимной ответственностью сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, законодательным обеспечением договоров, придающим им юридическую силу.7. Доктрина или юридическая наука – изложение правовых принципов, правил поведения в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. 5. Нормативно-правовые акты (понятие, виды, отличие от актов применения) НПА является основным и наиболее распространенным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством. НПА – это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародного волеизъявления (референдума), в котором содержатся нормы права. Виды НПА в РФ:- Конституция РФ;-федеральные конституционные законы (ФКЗ);-федеральные законы (ФЗ);- нормативные указы Президента РФ;-постановления Правительства РФ;-нормативные акты министерств и ведомств РФ; -законы субъектов РФ; -подзаконные акты органов власти субъектов РФ; -нормативные акты органов местного самоуправления. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
- на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
- на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий). Отличие нормативно-правовых актов от актов применения норм права.
Нормативно-правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют. Существенное отличие индивидуального правоприменительного акта от нормативно-правового акта состоит в том, что никаких изменении в действующее законодательство не вносит и вносить не может. Он выносится во исполнение и в точном соответствии с нормативно-правовым актом, устанавливающим или изменяющим субъективные юридические права и обязанности. Он всегда обращен к конкретным, индивидуально-определенным субъектам нрава, в то время как нормативно-правовой акт затрагивает неопределенно большой круг лиц.
В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются.
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством.
Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишьпредписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). В то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

6. 2 способа:

Административный- ст. 19

- при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих детей

- по заявлению одного из супругов (если пропал, недееспособным, сидевшим более 3 лет на данный период)

Судебный- ст 21

- согласие на развод обеих сторон у которых есть общие дети

- отсутствие согласия одного из них

- уклонение супруга, может быть расторгнут в административном порядке в заксе

Брак признается недействительным при нарушении условий заключения брака, или фиктивного брака, и при заключении нового брака он должен предоставить расторжение брака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: